Кино

Посмотрела я Барби кое-как. Кое-как потому, что с двух попыток. Первая провалилась с треском примерно через полчаса.

  

 
 


 

Вот уж не знаю, в чём тут дело, может что-то теневое, а может просто передоз розового цвета. Такое чувство, когда понимаешь, что это только завязка, а тебе уже тошно, скучно и вообще не интересно, что будет дальше. Уже понятны все смыслы. И то, что поданы они максимально топорно и в лоб. Но по итогу фильм я рекомендую. Поясню, почему. Возможно, если бы такой фильм вышел лет 15 назад, когда всеобщее осознание последствий гендерного неравенства и тема феминизма были чём-то очень воздушным и эфемерным (несмотря на усилия суфражисток и прочие движения), то этот фильм можно было бы назвать прорывом и шедевром. Но не сейчас. Сейчас он создаёт ощущение, как-будто снят для девочек, ещё пока играющих в ту самую Барби, чтобы просто слегка намекнуть им, что есть во взрослом мире такие темы, как гендерное неравенство и феминизм. Не объяснить, не показать всю их сложность и многослойность, а просто, так сказать, познакомить. И не более того.
 
Фильм я потом досмотрела. Со второго захода. В целом оценка положительная, но в основном из-за актёров. Тут даже больше Райан Гослинг впечатлил, так как про Марго Робби я итак всегда знала, что она великолепна. Очень красивая женщина и талантливая актриса. А Гослинга я раньше недолюбливала, не мой тип внешности (хотя сейчас мне уже так не кажется). Но здесь его актёрская игра меня реально заворожила. Во-первых, играть живую куклу всегда сложнее, чем играть человека. Особенно если ты сам человек, а не живая кукла. Во-вторых, сила любого актёра в его способности сыграть те или иные эмоции, а в данном фильме очень много моментов, где Кен проявляет эмоции, которые отчаянно пытается скрыть. Для актёра это двойная задача. Надо сыграть так, чтобы эмоции были и нет одновременно. Чтобы они как-будто просвечивали, будучи сильнее его персонажа. Надо одновременно показывать их и скрывать. И Райан Гослинг очень круто с этим справился. А ещё выяснилось, что он классно поёт под гитару. Если он пел сам, конечно. 
 
 
 
 
Так как, как я уже сказала, фильм отстаёт в своей актуальности лет на 15, то и показанный мир Барби отстаёт примерно на столько же. В современном мире проявление эмоций мужчинами уже давно не считается чем-то постыдным. Напротив, это признак силы и внутренней свободы. Исключение составляют разве-что крайне негативные эмоции, в основе которых лежит гнев, который в потенциале может перерасти в проявление агрессии. Но за проявление таких эмоций в равной степени осуждают и женщин. И если женщин за проявление гнева осуждают порой чуть меньше, то лишь потому, что женщины физически слабее и в случае агрессии принесут меньше вреда (хотя и это не факт). С другой стороны, причина проявления таких вот потенциально опасных злокачественных эмоций зачастую именно в том, что люди обоих полов склонны подавлять в себе более мягкие эмоции, душить их в себе, а с ними и самих себя, и это гарантировано приводит к эмоциональным срывам. И взрывам. Проявление эмоций равно владению ими. Подавление эмоций приводит к полной потере контроля над ними и их вытеснению. На фоне подавления любая эмоция начинает жить своей жизнью и выжидать момент слабости своего хозяина, чтобы самой взять над ним контроль. В цивилизованных и развитых странах эти механизмы все прекрасно понимают, и потому проявление эмоций и женщинами и мужчинами скорее приветствуется и даже пропагандируется психологами. В странах с авторитарными и диктаторскими режимами, напротив, постоянно навязывается идея, что "мальчики не плачут", и в итоге мальчики вырастают кастрированными по части эмоционального интеллекта и эмпатии, с привычкой подавлять эмоции, а значит быть более управляемыми, потенциально агрессивными и готовыми совершить насилие в отношении других мужчин и женщин. 
 
В целом я скорее одобряю и рекомендую фильм "Барби". Хотя бы потому, что, раз он натолкнул меня на вышеизложенные размышления, значит данная тема в нём раскрыта неплохо. Для меня это гораздо в большей степени фильм про мужской внутренний мир, нежели про гендерное неравенство и феминизм. Но всё-таки мы не живём в Барбиленде. Ни в матриархальном, ни в патриархальном. Тот агрессивный патриархат, который Кен так быстро замутил в Барбиленде во время отсутствия Барби - это как раз-таки следствие не менее агрессивного предшествующего матриархата, в котором, с одной стороны, личность и чувства Кена полностью игнорировались, а с другой - он и не стремился это как-то исправить, проявить себя, а только молча их подавлял. Маятник качнулся в другую сторону, что совершенно естественно, и в итоге всё это вылилось в максимально агрессивную патриархальную диктатуру, в которой Кен и сам не нашёл счастья, так как в условиях гендерного неравенства счастье невозможно в принципе.
 
 

 

В нашем же человеческом мире жизнь женщин в более патриархальные времена была даже больше похожа на жизнь Барби в матриархальном Барбиленде. Конечно, многое зависело от статуса и достатка (которые, в свою очередь, полностью зависели от мужа или отца), но именно в те времена, когда женщины не имели права банально получать образование, они максимально часто меняли свои наряды, каждый раз переодеваясь к завтраку, обеду и ужину, были озабочены исключительно своим внешним видом и манерами, и часто собирались на девичники, где много шептались и обсуждали свои женские тайны и мужчин. Им просто больше было нечем заняться, так как от них ничего не зависело. Всё в точности, как в Барбиленде до его переквалификации в Кенолевство, и всё это было характерно для мира, которым правят мужчины, а не женщины. Конечно, я сейчас имею ввиду женщин патриархального мира, находящихся в Барби-возрасте, назовём это так. Я не рассматриваю женщин-матерей, у которых уже начиналась совсем другая жизнь (хотя и тут всё зависело от достатка в семье), так как и в фильме эта тема никак не раскрывается. Кукольных детей в Барбиленде нет совсем, и тема материанства никак не проявлена, не считая единственного момента иронии - беременной Барби, снятой с производства, от которой все шарахаются.
 
 
 
 
Так что тут в фильме всё показано довольно неправдоподобно. При этом зрителю лишь номинально сообщается, что есть Барби-докторка, Барби-писательница и даже Барби-президентка, но ни одна из этих Барби ни разу не показана в своей деятельности, сильной, независимой и принимающей какие-то решения. В целом Барбиленд показан миром одинаково тупых мужчин и женщин, одинаково тупо и праздно проводящих свои жизни, где различия есть только в количестве уделяемого внимания со стороны окружающих в адрес стереотипной Барби и стереотипного Кена. Какой же это матриархат? Какая власть женщин? Это скорее власть тупости и праздности для всех в равной степени. И ещё власть розового цвета.
 
К нашему миру это всё неприменимо в принципе. Фильм не отражает реальные проблемы неравенства полов в сегодняшнем социуме. Ни в российском, ни в каком бы то ни было другом. Он просто рассказывает яркую сказку, где показаны две крайности, вполне логично друг из друга вытекающие. Мне кажется, этот фильм оптимален для подростков, но они вряд ли захотят его смотреть, так как в них ещё живёт некоторая брезгивость к своим детским играм и показная бунтарская "взрослость" . Для взрослых фильм слишком скучный и поверхностный, а для совсем детей - недостаточно развлекателен и имеет смысл только, как я уже сказала, в целях первичного ознакомления с существующими во взрослом мире проблемами. Этакий "учебный" фильм. 
 
 
 
 
 
Что касается той социальной роли, которая отведена кукле Барби в этом фильме, то с этим я бы тоже поспорила. Во всяком случае на примере своих личных воспоминаний. В фильме кукла представлена чуть ли не как важная историческая персона, повлиявшая на ход вещей. Ну нет. Я помню своё отношение к этой кукле. Я помню, что мой детский разум видел в ней тоже самое, что видит сейчас взрослый разум - пустую пластиковую куклу, хоть и очень красивую, которую надо самой наделять каким-то содержанием. Сама по себе она для меня ничего не воплощала. Главным плюсом этой куклы, помимо внешности, был разве-что внешний антураж. От пластиковой коробочки с хлопьями и чашечки кофе на завтрак и до пластикового личного автомобиля. Ещё у меня был пластиковый катер. Я его хорошо помню. И лошадь. Для Барби-наездницы, одетой в шубку и ботфорты. Прикольно, когда, будучи ребёнком, ты можешь моделировать любые ситуации, разыгрывать разные сценки. Не просто воображать в голове, что твоя кукла пьёт чай или переодевается, а вложить ей в ручку реальную, созданную специально для неё, чашку, и переодеть в настоящее новое платьице и маленькие пластиковые сапожки. В этом был главный кайф. В обладании не просто куклой, а ещё и целого внешнего мира для неё, физически осязаемого, а не воображаемого. Что же касается внутреннего содержания, то тут, что удивительно, США обскакала Южная Америка. Да-да, именно так. Я очень хорошо помню, как мы с сестрой смотрели популярные тогда мыльные оперы южноамериканского производства. Бразильские, Аргентинские, Венесуэльские. Точнее, смотрела их бабушка, а мы просто играли в той же комнате, отвлекались на телевизор и впитывали все эти нелепые сюжеты. А потом разыгрывали подсмотренные сценки с нашими куклами. Сценки были для детей не самые полезные. Предательства, измены, ссоры и скандалы. Постоянно неожиданно выяснялось, что кто-то чья-то дочь, чей-то брат и т.д. Или, того хуже, что брат случайно женился на сестре, не зная, что он у родителей приёмный ребёнок. И всё в таком ключе. И вот значит наши бедные несчастные Барби и Кены проживали все эти душещипательные истории. Это вам не целлюлит и не мысли о смерти. Это намного хуже. Для меня в этом много иронии. Именно страны Южной Америки определяли, каким будет очередной день прекрасной американской куклы Барби. И не важно, стереотипная она, докторка или нобелевская лауреатка. Разве-что мою любимую Барби-русалку производитель защитил от этой участи. Возможно, поэтому она и была любимой. Лишь  её в жизни было какое-то особое предназначение, определявшееся наличием рыбьего хвоста (хотя он был на липучке, и его можно было всегда снять), пока все остальные Барби и Кены радостно плясали на своих ногах под южноамериканскую дудку.
 
 
 
 
 
Мария Витер 20.09.2023