Кино
Посмотрела подряд сразу два отличных фильма: "Бесит быть нормальным" (2017) о докторе Дэвиде Лейнге и "Ханна Арендт" (2012). Фильм о Ханне особенно впечатлил. Уже с первых минут заворожилась образом главной героини.


 
 


 
Почитала про играющую ее актрису (Barbara Sukowa). На момент съемок ей было 63 года, а ее героине по сюжету 55 лет. 
Я бы сказала, что в этом фильме в образе Ханны Арендт воплощен идеальный с моей точки зрения образ женщины старше 50. За исключением того, что она постоянно курит, но это, ясное дело, сообразно времени и обществу, в котором она находится. В остальном - потрясающий образ как внешне, так и внутренне. Очень сильный и яркий. Волевой. Целостный. Гармоничный. И просто внешне красивый. Фигура, походка, прическа, живая мимика, взгляд. Просто сразу влюбляешься. И невероятно нежно показаны ее отношения с мужем, друзьями и студентами. Не знаю, насколько этот фильм близок к реальности, но хочется верить, что близок. Сразу захотелось прочесть книги писательницы, погрузиться в мир ее размышлений. Рекомендую фильм всем, кто ищет что-то по-женски вдохновляющее. Это великолепный фильм!

"Бесит быть нормальным" понравился меньше. Я читала одну книгу Р. Д. Лэйнга, но вспомнила об этом уже в процессе просмотра. В ней было много резонансного для меня. Мне близка тема "антипсихиатрии" и большинство моих любимых фильмов - это именно фильмы про душевно-больных людей, выставляющие их в позитивном свете. Но этот фильм скорее про нестандартно мыслящего психиатра, и он передает его образ очень необычно. В процессе просмотра постепенно приходишь к пониманию, что у доктора и его пациентов - какая-то особая форма симбиоза. И что он точно так же нуждается в них, как и они в нем. И точно так же без них не может. И что они - его настоящая семья. И к финалу фильма он уже не видится центральной фигурой происходящего, как бы находящейся над всем этим дурдомом и руководящий им, а воспринимается, как персонаж, полностью равнозначный своим пациентам. Это довольно необычный эффект. Фильм на любителя, в общем.





5 марта 2019 2:40 ночи


....(мои сны)....

***

 
Довольно странно, конечно, делать выводы о книге, которую даже не читала (и пока даже не уверена, что буду), а просто посмотрела фильм о том, как она создавалась и какие были реакции, но все же я себе это позволю. Я думаю, что труд Ханны Арендт "Банальность зла" символизирует философский переход сознания самого автора от этноцентрического к мироцентрическому. Нескончаемый поток агрессивной критики, обид и возмущений в адрес книги и самой писательницы - это протест этноцентрического (и эгоцентрического, как его частной составляющей) сознания, естественное сопротивление, которое писательнице необходимо было преодолеть, чтобы завершить переход на следующий уровень публично (не исключено, что внутренне она это сделала гораздо раньше, учитывая масштаб её личности). Под "завершением перехода" я подразумеваю некое действие, благодаря которому всем окружающим становится ясно, как человек мыслит и каких взглядов придерживается, и уже не остается места для двойственных толкований из разряда "и вашим и нашим". И этот переход обязательно предусматривает "разделение" мира на союзником и противников. Пока же человек боится, отмалчивается и позволяет другим трактовать его слова по своему усмотрению, или, попросту говоря, продолжает всем вокруг пытаться угодить, а сам остается "за кадром", как личность со свойственной ей уязвимостью, завершить переход от одной формы сознания к другой попросту не представляется возможным. Мироцентрическое сознание уже по сути своей предполагает способность говорить от первого лица единственного числа. Говорить от того самого "Я", которое тотально одиноко и потому уязвимо. За которым не остается никакого "мы" в виде конкретного этноса или какой-то иной поддерживающей группы людей. У которого могут быть друзья, но и они имеют полное право уйти после сказанного. Все это, как я думаю, является необходимым минимумом для мироцентрической формы сознания. В то время как этноцентрическая форма позволяет в любой момент спрятаться в "серой массе", объединяющей себя по тому или иному признаку (профессиональному, этническому, националистическому, религиозному, половому и т.д.). В фильме Ханна Арендт говорит, что не любит народы, но любит отдельных людей. То же самое написано в посвященной ей статье в Википедии. Там же указано, что "Банальность зла" стал последним ее крупным трудом. Ключевой философской идеей книги, как я поняла, является то, что зло всегда безличностно и является как бы некоей силой, к которой особенно уязвимы люди, предпочитающие оставаться в "серой массе" и всячески подавляющие себя, как личности. На протяжении всей истории во всех фильмах, книгах и сказках (в сказках - особенно ярко!) нам всегда представляется какой-то один персонаж, воплощающий собой зло. Этот персонаж якобы очень умен, расчетлив и жесток. Понятно, что такой персонаж проще всего воспринимается детским - эгоцентрическим - сознанием. С конкретизированным антигероем способен сразу разотождествиться (или при особом желании и наклонностях - отождествиться) даже совсем маленький ребенок. В то время как чем более зло "размыто", тем сложнее становится задача, и тем более сложная форма сознания необходима, чтобы отделить плохое от хорошего.
 




Кстати, именно так я уже давно объясняю для себя ошеломительную популярность сериала "Игра престолов", последний сезон которого порадует нас в апреле (да-да, это все реклама!). Когда я путешествовала по Европе, именно "Игра престолов" нередко становилась той "точкой отсчета", с которой у меня начинался настоящий, а не занудно-формальный, диалог с иностранцами. Интересный, живой и эмоциональный. Сериал очень популярен абсолютно во всех странах, и его ключевая особенность (и все, с кем я обсуждала сериал, это осознавали) - это отсутствие четкого черно-белого разделения персонажей на плохих и хороших. В диалоге это позволяло не страдать долго и безрезультатно такой фигней, как бесконечный поиск какого-то зацепа, какой-то общей точки отсчета в бессознательном оппонента, чтобы прийти к более-менее чистому человеческому контакту, не затуманенному этим самым бессознательным материалом. Так как этот сериал с избытком переполнен всеми возможными архетипами, сценариями, линиями поведения, семейными неурядицами. Там полный "all inclusive", и это удобно. Это идеальный "контейнер", в который человек может поместить весь свой бессознательный материал и в случае какого-то непонимания в диалоге просто перевести тему на тот или иной эпизод сериала, найдя таким образом точки отсчета на уровне архетипов. Персонажи сериала - это обыкновенные живые люди с их переменчивостью и тяготами выбора, а не некие странные герои, которым уже с самого рождения предрешено стать вселенским злом и вселенским добром.

В общем, это я все к тому, что мне очень близка близка идея обезличенности зла. Я с ней полностью согласна. И я считаю, что зло всегда поселяется там, где личностный аспект отсутствует или подавлен. Личность - это и есть тот самый Свет, который противостоит злу, оказывает сопротивление и не позволяет ему разрастись, словно раковой опухоли в здоровом теле.

5 марта, 15:50