Кино

Обзор почти полностью раскрывает весь сюжет, так что он больше для тех, кто смотрел. Во время написания я руководствовалась прежде всего собственным импульсом поделиться своим восприятием сериала, его персонажей и его основной идеи, а также, возможно, указать на некоторые моменты, которые при первом спонтанном просмотре могут остаться не замеченными.

 

 


Sense 8 («Восьмое чувство») - научно-фантастический сериал, созданный Энди и Ланой Вачовски совместно с Майклом Стражински. Сериал повествует о тех ментальных и эмоциональных связях между людьми, над которыми не властно ни время, ни пространство. О связях, посредством которых эволюция вмешивается в привычную жизнь людей, показывая им лазейки и слабые места в устоявшейся системе, своего рода уязвимые участки "матрицы", и побуждая их исследовать и познавать новые пространства для развития. Это призыв бороться за свою уникальность, свободу, любовь и свое неведомое, ничем и никем не обусловленное будущее. Все персонажи живут в разных точках земного шара, не имея ни родственных, ни каких-либо других связей друг с другом, кроме метафизических — связей в пространстве сознания, основным проводником которых являются их мысли, чувства и эмоции. Каждый из них обладает теми или иными навыками, с помощью которых герои справляются со всеми возникающими трудностями, оказывая друг другу взаимную поддержку и помощь.

На мой взгляд, сериал уникален прежде всего тем, насколько существенную роль в нем играют персонажи, как личности и индивидуальности. Их психологические характеристики, навыки, умения, мышление, способность чувствовать и желание бороться, а также личные истории их жизней. Именно это в большей степени влияет на сюжет и развитие событий. Прорабатывая свои жизненные неурядицы и решая психологические проблемы, герои непосредственно влияют на то, что происходит в сенсейте. И потому идея их связанности, на которой все и строится, является, по сути, фоном, в то время как основную роль играют они сами, как личности. На Sense 8 уже написано немало критики, обоснованной преимущественно тем, что в сериале мало экшна и динамики. Я могу с этим согласиться, но я вижу в этом, напротив, уникальность и интегральность сериала. В нем в равной степени присутствуют и сочетаются совершенно противоположные вещи - экшн и долгие психологические диалоги, юмор, ирония и трогательные эпизоды, во время которых ты просто наслаждаешься передаваемым состоянием, высокие моральные принципы и очень откровенные сцены с гомосексуальным или групповым сексом. Вполне логично, что такой сериал будет вызывать критику сразу с двух сторон: для любителей экшна он слишком занудный  и мудреный, а для излишне серьезной и замороченной публики – слишком фантастическо-мистический и местами уж очень откровенный. Но такова участь всего интегрального. Это как раз тот случай, когда важно качество зрителей, а не их количество. Я не отношусь к той категории людей, которые любят смотреть в интернете столь популярные сейчас сериалы. До Sense 8 я смотрела только House MD («Доктор Хаус») и Lie to me («Обмани меня»), да и то скорее за компанию. Sense 8 – это первый сериал, который увлек меня с самой первой сцены – сцены самоубийства и дальнейшего мистического перерождения.

События, происходящие в сериале, затрагивают множество социально важных тем, но особенно остро в нем освещаются вопросы гендерных ролей и тех физических и психологических испытаний, которые вынуждены испытывать люди в связи с этими ролями.

 
Номи

Наибольший интерес в этом контексте для меня представляет персонаж Номи Маркс, которая является трансгендером как в сериале, так и в жизни. Актриса и модель Джейми Клейтон, сыгравшая эту роль, является трансгендером. У Номи женское тело, но ее мышлению скорее свойственны мужские характеристики, что и позволяет ей быть профессиональным хакером. Одновременно с тем, как Номи открывает для себя доступ в пространство сенсейта, который она сначала принимает за галлюцинации, у нее обнаруживаются физиологические изменения в головном мозге. Суть этих мутаций заключается в том, что у Номи постепенно исчезает разделение между правым (образным) и левым (логическим) полушариями мозга. Интересно также, что в сексуальных отношениях она все же с девушкой, то есть ее сексуальность – скорее мужская. Возможно, именно отсутствие четкой половой идентификации оказывает влияние на странные новые способности Номи, ведь отождествление себя с определенным полом (с телом, с формой) – это самое базовое отождествление, на основе которого в дальнейшем и строится вся двойственность восприятия. Я думаю, что невозможно пережить недвойственный опыт, не разотождествив себя со своим полом и тем самым не интегрировав в себе одновременно и мужское и женское. С другой стороны, в последствии выясняется, что с мозгом двух других персонажей, которые друг в друга влюблены, происходит то же самое. Вероятно, что  образ Номи — это тот образ, через который в наибольшей степени попыталась выразить себя режиссер Лана Вачовски, являющаяся трансгендером. Основная способность Номи – это умение грамотно взаимодействовать с "матрицей". Она играет "по правилам" до тех пор, пока в решающий момент мир не предает ее, убеждая в ее собственной ненормальности. В то время как на самом деле болен скорее мир, в которой между людьми нет истинных связей. Поначалу она даже верит в то, что больна и больше не сможет нормально жить, но все же с помощью любимой подруги и участников сенсейта решается на борьбу, в которой все ее способности обращаются уже против устоявшейся и пытающейся ее контролировать "матрицы".

В одной из серий между Номи и матерью ее подружки Аманиты происходит интересный диалог:

- Вопрос в том, почему эти люди? Почему их сознание? Почему не те, что синхронны моему?
- Возможно смысл именно в этом.
- Как это?
- Каждый семестр я преподаю теорию эволюции, и мы обсуждаем такой ее механизм, как вариативность. Чтобы не закончить эволюцию на тебе, нужно нечто отличное от тебя. (с)

 

 




Сан

Рассмотрим теперь другой персонаж – бизнес-леди из Сеула, кореянка Сан. Актриса Пэ Дуна, сыгравшая ее, играла в двух предыдущих фильмах Вачовски. В «Восхождение Юпитер» это был очень яркий межгалактический солдат с синими волосами, а в «Облачном Атласе»- искусственно-созданный клон Сонми-451, в финале пожертвовавший собой и ставший своеобразной богиней для следующей постапокалиптической эпохи. Примечательно то, что за весь первый сезон Сан ни разу не обратилась к кому-либо из сенсейта за помощью, в то время как сама успела помочь практически каждому из героев. Кому-то – физически, своей поразительной способностью к единоборствам, а кому-то – психологически, благодаря умению великолепно контролировать эмоции и невероятной силе духа. И если объединить все ее роли у Вачовски в одну общую линию, то получается какой-то фантастический жизненный путь от решившегося на бунт вслед за своей подругой искусственно-выращенного клона до невероятной силы и выдержки бойца, который по иронии судьбы и во имя любви к своей матери принимает на себя ответственность за неразумные действия сразу двух мужчин – отца и брата. И именно за этот осознанный выбор она и получает доступ в сенсейт. Тут опять же поднимается вопрос гендера. Как такое возможно, что женщине приходится брать на себя ответственность за двух взрослых мужчин? Как можно охарактеризовать мир, в котором такое допустимо? Если сравнивать ее с Номи, то в одном аспекте они являются даже противоположными. Сан никогда не просит о помощи, очень горда и рассчитывает только на себя, Номи же обращается за помощью довольно часто, в том числе и мысленно, так как обладая довольно развитым интеллектом, абсолютно не умеет защищать себя физически. В одной из серий Номи, расчувствовавшись, в слезах признается своей подруге, что  ее никто никогда не защищал.

 

 

 



Райли

Еще одна актриса, сыгравшая в предыдущем фильме режиссеров – Таппис Мидлтон. Ее персонаж и вовсе меняется практически на противоположный. В «Восхождении Юпитер» она играла Калик Абраскас, которая вместе с двумя братьями принадлежит к роду межгалактической правящей династии. Она инициирует и одновременно искушает главную героиню (Мила Кунис), посвящая ее в тайны времени, вечной молодости и бессмертия. Один из ярких эпизодов фильма – когда Калик принимает ванну, обладающую чудодейственным омолаживающим эффектом, так как та состоит из переработанной человеческой жизненной энергии. Это довольно холодный и циничный образ, и по поведению и по имени ассоциирующийся с индийской богиней Кали. Райли Блю же, напротив, самый гиперчувствительный персонаж сенсейта. «Обнаженный нерв сломанного зуба» - характеристика, которая звучит в ее адрес в одной из серий. Большую часть времени она появляется на экране в наушниках, и тут сама собой возникает ассоциация, что таким образом она пытается защититься от обезумевшего мира вокруг нее. Ее постоянно предают «друзья», и единственный человек во всем мире, с которым есть взаимопонимание — ее отец-пианист. В более поздних сериях выясняется, что в прошлом она пережила очень сильные травмирующие события, и, заново перепрожив эту травму с поддержкой Уилла, именно она спасает сенсейт.

 

 



Кала

Кала – фармацевт из Мумбаи (Тина Десае). Первое, что бросается в глаза – это ее изумительная красота, хрупкость и женственность. Будучи индианкой, воспитываемой в гармоничной традиционной семье, Кала на первый взгляд не имеет никаких психологических проблем. У нее большая любящая семья, всеми уважаемый и по уши влюбленный в нее жених, высшее образование в сфере науки, и все же она не чувствует себя счастливой. Она очень религиозна, но эта религиозность основывается не на догмах, а на довольно интенсивном пережитом в детстве опыте, когда, забравшись в статую индийского бога Ганеши, Кала увидела мир «Его глазами». Кроме того, Кала является ученым, и в ее сознании нет никаких противоречий между наукой и верой в Бога. То качество, благодаря которому Кала попадает в сенсейт, это искренняя вера в нечто большее и интуитивное чувство какого-то своего, предназначенного для нее, пути. Если оценивать психологическое состояние, то я бы сказала, что этот персонаж самый целостный, по большей части благодаря благополучным внешним условиям.

 

 

Уилл

Уилл Горски (Брайан Джей Смит) – полицейский из Чикаго. В силу своей профессии он работает на "систему" и является ее частью, но в решающие моменты он снова и снова отдает предпочтение внутреннему голосу, не боясь при этом рисковать ни карьерой, ни жизнью. В одной из англоязычных статей автор рассматривает Sense 8, как попытку Вачовски донести идеи, уже выраженные в фильме The Matrix, но более современным языком, соответственно Духу нашего времени. Что интересно, в этой статье автор преподносит Уилла и Номи, как раздвоившийся образ уже известного всем Neo, и в качестве главного аргумента в пользу этого приводит их верность своим принципам и полное равнодушие к тому, как другие отреагируют на их действия. «Оба персонажа избегают обусловленности, неустанно показывая «средний палец» всем и каждому, кто пытается их контролировать” – цитата из статьи

Показательный эпизод – когда Уилл спасает жизнь мальчика из бандитской тусовки. По сути, человека из противоположного для него мира. Из мира, война с которым входит в его обязанности. Развитие Уилла происходит за счет конкретных действий, путем череды его личных осознанных выборов. Именно Уилл откликается на зов Номи, когда она, запертая в больничной палате, мысленно просит хоть кого-нибудь ее спасти. И именно Уилл в последней серии рискует жизнью, чтобы дать Райли возможность разобраться со своим самым тяжелым травматическим эпизодом и через это сохранить сенсейт и все его внутренние связи.
 
Интересно также, что Уилл Горски - единственный мужской персонаж, отец которого присутствует в сериале. Его отношения с ним никак нельзя назвать позитивными и глубокими, но тому есть вполне конкретная причина – какой-то загадочный эпизод с маленькой девочкой Сарой Патрел, который отец так и не смог раскрыть. Судя по ореолу таинственности, формирующемуся вокруг этого эпизода, создается ощущение, что он будет играть немалую роль в дальнейшем развитии событий. И мне уже интересно, как это повлияет на качество его отношений с отцом, и будут ли эти изменения синхронно отражаться и на других участниках.

 

 


Лито

Лито Родригес (Мигель Анхель Сильвестре) – кинозвезда из Мехико с нетрадиционной ориентацией. Очень двойственный персонаж, как, вероятно, большинство актеров. Лито постоянно страдает от того, что не может быть самим собой и не имеет возможности открыто заявить о своих отношениях с возлюбленным. В своих гомосексуальных отношениях он играет скорее пассивную, женскую роль, демонстрируя довольно серьезные признаки зависимости от партнера. Это особенно проявляется в ситуации, когда Эрнандо бросает Лито, обосновывая это тем, что тот повел себя эгоистично, позволив их общей подруге пожертвовать собой ради них, и Лито впадает в депрессию, напивается и пытается застрелиться. Кроме того, главный навык, которым Лито помогает другим участникам сенсейта – это умение убедительно лгать. Благодаря таким сильным проявлениям феминных качеств, в одной из серий Лито даже посчастливилось пережить вместе с Сан все «прелести» менструального периода, и ему это явно не понравилось. Его координальные изменения начинаются после связи с Вольфгантом, у которого, напротив, "зашкаливают" маскулинные качества. Примечателен также трогательный эпизод встречи Лито и Номи в музее картин Диего Ривера и их откровенный диалог друг с другом. 


 

Вольфганг

Вольфганг Богданов (Макс Римельт) – взломщик сейфов из Берлина. Весьма брутальный криминальный персонаж, в детстве убивший своего очень жестокого и абсолютно неадекватного отца. Очень гордый и независимый. На ум приходит образ «одинокого волка», и имя соответствующее. Производит впечатление абсолютно самодостаточного человека, которому совершенно комфортно в своей железобетонной броне. Немудрено, что влюбляется в Калу - застенчивую и скромную девушку из традиционной индийской семьи. По сути, в свою полную противоположность. Впрочем, застенчивость и скромность никак не помешала девушке в критической ситуации помочь ему смастерить взрывчатку. Одна из произнесенных им фраз, которую хочется цитировать, это слова о своем лучшем друге: «Нас объединяет нечто большее, чем кровные узы. Выбор». Единственный персонаж, который способен уверенно и хладнокровно убивать (не считая Уилла, который делает это по долгу службы). Это его умение и становится в итоге востребованным в сенсейте.

 

 


Кафеус

Кафеус (Эмел Амин) – водитель автобуса из Найроби. Верит в добро, справедливость и всемогущий дух Жан Клода Ван Дама, которым неожиданно оказывается бизнес-леди из Сеула. Большую часть времени на позитиве, умеет ценить простые вещи и саму жизнь. Глубоко, искренне и самоотверженно любит свою мать, и именно через эту любовь развивается и постоянно растет над собой. Периодически оказывает психологическую поддержку другим участникам сенсейта, чему способствует прежде всего его простота, умение радоваться простым вещам, открытость и улыбка. Человек с высокими идеалами и храбрым сердцем.

 





I AM WE.

Самый главный вопрос к сериалу – каков принцип выбора? По какой-то причине восьми людям из разных уголков Земного шара посчастливилось оказаться на передовом краю эволюции и обнаружить некое совершенно новое и не поддающееся никаким современным научным данным явление – свою удивительную связь. Чем они заслужили это? Чем так выделились? Ведь Анжелика, которая совершает самоубийство в самом начале, их не выбирала. Она просто их увидела. То есть некое базовое качество - обладание восьмым чувством, его потенциал - было дано им изначально. Кстати, имя Анжелика - это производное от слова "ангел" ( angelicus (лат.)— «ангельский» ).  

Джонас Малики – это, безусловно, сенсей сенсейта, являющийся связующим звеном. И возлюбленный Анжелики. Он – проводник. В одном из эпизодов Джонас говорит Уиллу: «Анжелика – женщина, которая тебя родила», подразумевая, что, умерев, эта женщина родила всех участников сенсейта, и одновременно сама переродилась в них. Именно благодаря связи с Анжеликой Джонас был способен найти участников и помочь им обнуржить свои собственные внутренние связи. В том числе и для того, чтобы спасти самого себя, так как его мозг по-прежнему продолжает терроризировать ключевой отрицательный персонаж, о котором пока толком ничего непонятно. Имя Джонас происходит от древнееврейского имени Йона, что означает "голубь". В Библии Иона - один из малых ветхозаветных пророков.




Номи – это интеллект сенсейта и способность грамотно взаимодействовать с "матрицей", с физической реальностью.
Уилл – это совесть, обостренное чувство справедливости и героические поступки.
Райли – эмпативность, эмоции, тонкая гиперчувствительность.
Лито – актерский талант, а значит способность управлять человеческим вниманием, гибкость и эмоциональность.
Сан – боец и сила духа.
Кала – вера и научные знания.
Кафеус – храбрость, позитив и способность к глубокой любви и самопожертвованию.
Вольфганг – ум, настойчивость, умение драться и убивать.

Сама я, по своим ощущениям, могу отождествиться с любым из женских персонажей. И не просто отождествиться, а почувствовать их так, будто являюсь кем-то из них. Какое-то время назад, я бы, возможно, исключила из этого списка Номи, прежде всего из-за трансгендерства, но сейчас я очень хорошо ее понимаю и легко могу представить себя на ее месте. Кроме того, все женские персонажи мне одинаково симпатичны, и я даже не могу кого-то из них выделить, как наиболее мне близкого. С мужскими персонажами тоже могу отождествиться, но все же их восприятие основывается скорее на рациональной оценке поступков и того, что они делают для сенсейта. 

Интересно наблюдать, как благодаря связям между собой все герои развиваются и трансформируются, находят свою любовь, учатся друг у друга и становятся более цельными личностями. Весь первый сезон сериала воспринимается очень гармонично и объемно. Даже откровенные гомосексуальные сцены не вызывают ни малейшего раздражения, а некоторые и вовсе заставляют громко смеяться.

 



Один из очень ярких и запоминающихся эпизодов - сцена с групповым сексом, который является групповым лишь в пространстве сенсейта, так как две занимающихся сексом пары делают это одновременно, синхронно. Примечательно, что из женских персонажей в нем принимает участие только Номи, изначально являющаяся мужчиной. В такие моменты мне кажется, что режиссеры просто прикалываются над человеческим стремлением к полигамии, тонко намекая, что в этом процессе всегда участвуют одни лишь мужчины, и делают они это исключительно друг с другом. И даже если на определенном этапе полигамия может быть свойственна женщинам, то тем, в ком мужское начало в данный момент преобладает над женским. Это довольно широкое пространство для размышлений, к которым весьма умело призывают нас Энди и Лана Вачовски. Конечно, в Sense 8 этот призыв не столько явный, как, например, в The Matrix - фильме, попытка полностью понять который может занять несколько лет. А для кого-то - десятков лет. Кроме того, если сравнивать Sense 8 и The Мatrix, я бы сказала, что Sense 8 более активно задействует образное восприятие, то есть как раз таки правое полушарие, в то время как The Matrix скорее "держит" в левом, логическом. 

Еще одно интересное для меня наблюдение. Здоровые, нежные и чувственные отношения раскрыты только у гомосексуальных пар. При этом, что примечательно, в обеих парах доступ в сенсейт есть лишь у одного из партнеров. У пар внутри сенсейта, напротив, есть чувственные связи на уровне сознания – Уилл и Райли, Вольфганг и Кала – но при этом отсутствуют физические. Все эти закономерности довольно интересно отслеживать. В них – скорее логика, нежели творческая спонтанность со свойственным ей хаосом. Интересно, чем руководствовались Вачовски, когда придумывали сюжет? Только лишь интуицией и творческим потоком? Или какими-то конкретными знаниями в области метафизики? Или, что было бы особенно круто, личным опытом?

Показ следующего сезона планируется на лето 2016 года.
То есть аж через год. Лично я считаю, что это в лучших традициях садо-мазо.
Но разве после всего созданного Вачовски на них можно злиться?

На десерт видео. Оно на английском языке, но если очень нужно, можно набрать в vk запрос "симфония ритмов головного мозга" и обнаружить версию с русскими субтитрами. Приятного просмотра!


 

14.09.2015
(c) Mariya Viter