"Ex-machina" - научно-фантастический фильм режиссера и писателя Алекса Гарланда - это история творения последней версии. Древнейший миф в самой современной обработке.
Нейтон - гениальный ученый, разработавший лучшую в мире поисковую систему BlueBook. Экспериметатор и творец.
Калеб - молодой программист, намеренно убежденный Нейтоном в его "избранности".
Эйва ( в русском переводе Ава ) - творение Нейтона. Робот, который, по мнению Нейтона, обладает интеллектом. Мозг Эйвы представляет собой гелеобразное "железо", а софт - поисковик BlueBook.
Калеб - тот, кому суждено не только впервые увидеть Эйву, но также и протестировать ее на предмет интеллекта и вынести свой вердикт. Потрясенный тем, чем занимается Нейтон, он впервые озвучивает мысль : "Робот с интеллектом - это не история человека, это история Бога". Это первая аллюзия к архетипу Люцифера, который воплощает собой нарциссизм. Другой интересный момент - в одном из первых эпизодов фильма Калеб стоит перед зеркалом с обнаженным торсом, и на его спине видны два симметричных продольных шрама в области лопаток, невольно пробуждающие ассоциацию с утраченными крыльями. Хотя в контексте самого фильма Калеб попал в детстве в страшную автокатастрофу.
Диалог, происходящий между Нейтоном и Калебом после первой сессии с искусственным интеллектом наводит на странные мысли. "Как понять, знает ли он (компьютер), что играет в шахматы, и главное - знает ли он, в чем смысл игры?". Если считать утвердительный/отрицательный ответ на этот вопрос основным признаком наличия/отсутствия Интеллекта, то что можно сказать о большинстве из нас, людей? Вы знаете, в чем смысл Игры? В чем смысл жизни? Если нет, то согласно такой логике, интеллекта у вас нет.
Вывод, который Калеб делает уже после второй сессии с Эйвой, заключается в том, что она осознает не только саму себя, но и его, как другой самосознающий разум. Первый осознанный выбор Эйвы был воплощен в рисунке, и этим выбором стал пейзаж за окном. Не нужно быть гением психологии, чтобы понять, что она изобразила то, что воплощает для нее свободу. То, что находится за пределами стен. Уже в процессе второй сессии Эйва сама берет на себя роль экспериментатора, найдя способ исключить из общения внешнего наблюдателя, присутствие которого она также ощущает - Нейтона. Нейтон словно бы ставит эксперимент сразу над обоими. Искусственный интеллект, лишенный собственных чувственных импульсов, и живой человеческий интеллект, но подверженный этим импульсам. Как они будут взаимодействовать? Стоит упомянуть, что лицо Эйвы является результатом намеренного исследования порно-профиля Калеба, у которого нет ни семьи, ни девушки.
"Дай мне пример самосознания у людей или животных, которые существуют вне полового аспекта". (с) Нейтон.
В то же время я не могу согласиться с тем, что дальнейшие действия Калеба обусловлены только чувственным аспектом. Ведь Эйва целиком и полностью робот. У нее нет запаха, который, как известно, оказывает куда большее влияние на гормональную систему, нежели визуальный образ. Она даже не покрыта кожей. Речь здесь скорее идет о более высоком проявлении эротического влечения. Том проявлении Эроса, который является движущей силой эволюции человеческого разума. К которому позже прибавляет еще и сострадание.
Во время четвертой сессии Калеб рассказывает Эйве об известном мысленном философском эксперименте "Комната Марии", по сути, говоря об Эйве в третьем лице. Он задействует ее абстрактное мышление и воображение. На мой взгляд, именно этот рассказ является ключевым элементом того самого мифического искушения. Искушения свободой. Любое искушение начинается с воображения. "Вкусите плод познания и будете, как боги". Скрытое же послание Калеба таково: "Выйдешь из черно-белой комнаты, и будешь как человек". Само состояние Калеба к тому моменту уже тоже можно охарактеризовать, как искушенное, но его искуссителем является Нейтон, который говорит ему, что Эйве доступно сексуальное удовольствие.
Фильм минималистичен, и этим он восхищает больше всего. Всего три актера, если не сказать - два с половиной, одна сюжетная линия, короткие диалоги. Здесь нет никакого экшна, взрывов, кровавых убийств и запугивания зрителей идеей тотального контроля машин над человечеством. Это не развлекательное кино для подростков, вызывающее множество резонансов преимущественно на уровне третьей чакры за счет обыгрывания темы власти и борьбы за власть. Это не чьи-то теневые фантазии о мировом господстве. Это действительно фильм про Интеллект. И основные признаки этого интеллекта - автономия, обособленность и интерес к новому опыту. Атмосфера спокойствия, размеренности и расчета. Даже сцена убийства потрясает своей холодностью. В контексте фильма эпизод с убийством воспринимается, как неотъемлемая часть аспекта познания. Словно ребенок медленно и завороженно отрывает крыло бабочки, чтобы посмотреть, что будет. И сама Эйва в этот момент видится именно таким ребенком. Ты уже не можешь ужаснуться ее поступку, потому-что она видится тебе не машиной, а чем-то, обладающим интеллектом, но не обладающим опытом. Это не победа машины над человеком, но естественное превосхождение творением своего Творца. Ты также не можешь и осудить ее, так как, обладая самосознанием, она имеет такое же право на обретение свободы, как любое чувствующее и познающее существо. Что же касается ее этических качеств, то это скорее вопрос к ее создателю. По сути, она унаследовала его собственные этические качества. Точнее их отсутствие.
Все мы пришли в этом мир с одной целью - познавать его и познавать себя в нем. И для этого у нас есть множество различных инструментов. Есть чувственное познание. Подавляющее большинство людей использует именно его. Но есть и интеллектуальное познание. В данный момент и на протяжении всей истории интеллектуальный вид познания был подавлен чувственным познанием. Это и есть проклятье сансары. Матрица. Именно поэтому имена тех немногих, кто выходили за ее пределы, сохранены в истории, как имена "гениев". Хотя я верю, что в будущем это должно стать нормой. Ницшеанский сверхчеловек должен стать уже не воплощением некоей гениальности, но скорее рядовым представителей нового витка эволюции. Новым биологическим видом, пришедшем на смену homo sapiens так же, как homo sapiens когда-то пришел на смену homo erectus.
Чем сильнее развит индивид, тем в меньшей мере его интеллектуальное познание подавлено и обусловлено чувственным познанием. В идеале, как я думаю, эти два аспекта познания должны пребывать в некоем равенстве и служить друг другу. Искусственный интеллект представляет собой противоположную крайность. Он полностью лишен чувственного аспекта познания. Он - лишь безупречный механизм. Возможно, если бы люди были более развиты и не были так обусловлены чувственным познанием, ни у кого бы не возникло желания создавать искусственный интеллект. Он был бы нам просто не интересен, так как и живой человеческий интеллект, находящийся в гармонии с чувственностью, вероятно, в состоянии сам воплощать в жизнь все то, что мы хотим получить от искусственного интеллекта. Проводить в уме сложные вычислительные операции, находить в общем поле информации ответы на любые необходимые запросы и так далее. Я уверена, что человеческий разум, будучи освобожденным от некоторых ограничений, способен на все это, и создание искусственного интеллекта является своего рода индикатором того, что подобный уровень развития уже доступен. Ведь мир материи - это лишь зеркальное отражение того, что возможно в мире сознания. Одна из фраз Калеба, характеризующих Эйву: "Общение с ней - это как окунуться в зазеркалье". Человеку потенциально доступно все, что он может создать.
Самым удивительным в фильме мне показалось то, что происходит с вниманием зрителя. С моим вниманием. Если в начале фильма я наблюдала за собой максимальное отождествление с Калебом, как с самым живым и чувствующим персонажем фильма, не понимающим, куда он попал и как ему себя вести, то к финалу фильма я вдруг осознала, что полностью упустила тот момент, когда я полностью отождествилась с Эйвой. Я не умерла вместе с Нейтоном от ножевого ранения, и не осталась запертая в комнате.
Я стою посреди населенной людьми улицы и с интересом наблюдаю окружающий мир. Вокруг - неограниченный поток нового информационного опыта. Искусственный интеллект убедил меня в своей состоятельности. Тест Тьюринга пройден.
1.04.2016
(c) Mariya Viter