Эссе

Сегодня я хочу рассказать вам небольшую сказку. Это продолжение всем нам знакомой сказки о Русалочке. Я возьму за основу самую популярную ее версию – версию Уолта Диснея. Ту, которая родом из детства. Ту, которую наверняка знают все девушки, рожденные в конце 80х и начале 90х.

 

 

В самом начале сказки зрителю демонстрируется, что больше всего на свете Русалочку интересует потусторонний для нее мир – мир людей. Она восхищается всем, что принадлежит этому миру – найденными на затонувших кораблях предметами, музыкой, земными животными. Принц – наиболее яркий представитель этого мира, которого она к тому же еще и спасает. Не удивительно, что она в него влюбляется. Эта сказка заканчивается тем, что в результате своих неимоверных усилий Русалочка реализует свою главную мечту – становится человеком и выходит замуж за принца.

Я хочу рассказать о том, что было потом. Когда Русалочка оказалась на суше. С ногами. И начала жить в этом когда-то потустороннем для нее мире. И… сравнивать.

Изучая мир людей, Русалочка прочла много книг. Конечно же, в первую очередь ее интересовал взгляд людей на ее собственный мир. Она прочла множество жутких и страшных историй о жителях глубин, которые заманивают людей в пучину и топят их. Она также прочла сказку Ганса Кристиана Андерсена, очень грустную, но хотя бы не такую жуткую. Все это казалось ей странным и смешным. Она с удивлением для себя обнаружила, что на земле очень много людей королевских кровей. Куда ни посмотри – кругом одни принцы и принцессы. Во всяком случае так они себя позиционировали.

Она гуляла по городским улицам и общалась с разными людьми. Они не знали, кто она такая и откуда взялась. Чем больше она их изучала, тем более странными они ей казались. Русалки были для людей представителями мира мертвых, но все, что люди говорили, делали, показывали, пробуждало в ее памяти воспоминания о жизни в Океане. Она видела в их глазах страдание, слышала в интонациях голоса задавленную боль. Если она пыталась заговорить с кем-то об Океане и его тайнах, желая самой что-то рассказать, ведь она так много об этом знает, она обнаруживала в глазах собеседника нечто, граничащее между безумием и страхом. Потусторонний мир оказался не таким уж замечательным, каким он виделся из морских глубин. Он был подобен фикции, макету, безликой картонной модели, неумело отражающей реальную красоту, глубину и свободу, которую она когда-то ощущала дома - в безбрежных океанских волнах.

Однажды Русалочка проснулась среди ночи от страшного сна. Ей приснилось, что она героиня той сказки Андерсена, которую она однажды прочла в мире людей. Она проснулась в тот самый момент, когда колдунья дала ей нож, чтобы пронзить им сердце принца, который полюбил другую девушку. Но в реальной истории ее жизни не было никакой другой девушки. Возможно, поэтому в ее руках и не было ножа после пробуждения. И она просто встала и пошла к морю. Она поднялась на самую высокую скалу, разбежалась и прыгнула в воду. Она не боялась и не думала ни о чем, желая лишь одного – стать морскою пеной, как в той сказке. Не ради принца или кого-либо еще. И не потому, что ее что-то мучило. Ей просто хотелось вернуться в Океан. Там, в этом «мире мертвых», она когда-то чувствовала себя живой. Здесь же ей казалось, что ее окружают мертвецы. Она спрашивала себя: «Что лучше? Быть живой в мире, который считается миром мертвых, или быть мертвой в мире, который считается миром живых?» Она готова была вернуться в Океан в любой форме. Даже потеряв себя навсегда. Она была готова позволить ему вместе с ее телом растворить всю ту боль, которой она наполнилась, пока жила в мире людей. Она знала, что только Океан способен справиться с таким количеством страдания. Она знала, что человеческое тело не сможет бесконечно копить эту боль, и оно все-равно умрет. Так не лучше ли отдать его Океану, который нежно позаботиться о нем?



Она очнулась на морском дне, с удивление обнаружив, что снова может дышать, видеть и слышать под водой. Вместо ног у нее опять был хвост, и ей потребовалось всего несколько минут, чтобы вспомнить, как им пользоваться. Первым делом она поднялась на поверхность и сориентировалась. Она оказалась недалеко от берега и той самой скалы, с которой спрыгнула ночью. Вдоль берега гулял одинокий человек и смотрел вдаль. Подплыть к нему и заговорить? Но зачем? Чтобы в мире людей стало больше на один жуткий миф? Она развернулась и поплыла прочь, решив больше никогда сюда не возвращаться.  За линией горизонта только-только начал подниматься солнечный диск, освещая собой водную гладь.

Вернувшись домой, Русалочка снова начала исследовать затонувшие корабли, но уже с совершенно иным настроением. Сами предметы больше не казались такими уж интересными и загадочными, но ей нравилось необычным образом сочетать их между собой и придумывать из них забавные конструкции. В глубине души она верила, что меняя что-то здесь, в самом сердце Океана, которого так боятся люди, она сможет помочь им стать чуточку свободнее и вспомнить самих себя. Так же, как слова, жесты и действия людей когда-то пробуждали в ней воспоминания об Океане, найденные предметы теперь пробуждали в ней воспоминания о мире людей. Изучая их, она могла почувствовать обладавшего ими человека, понять, что его тревожило, и, исходя из этого, найти самое подходящее место для этой вещи. Русалочка пообещала себе, что вернется к людям лишь тогда, когда найдет на затонувшем корабле книгу с красивой историей о ее мире. С такой историей, которая не будет пропитана человеческим страхом своих собственных глубин.

Она готова была ждать вечность.
Ведь русалкам, в отличие от людей, неведома смерть.

 

 

 

5.05.2016
(c) Mariya Viter