Эссе

О темной ночи души написано немало. У нее есть множество имен. Есть также и определенные общие особенности восприятия темной ночи, которые, на мой взгляд, являются одним из ключевых показателей для определения уровня вертикального развития себя и других.




Для всех дорациональных уровней (в терминологии "Спиральной динамики" К. Грейвза) Тьма — это нечто, находящееся вовне и требующее постоянной борьбы.  Для «бежевого»  (инстинктивного) уровня эту Тьму воплощает собой весь окружающий мир, являющийся враждебным и требующий от человека постоянных усилий для выживания. По мере дальнейшего вертикального развития Тьма постепенно преображается в различных злых духов, с которыми можно договориться (магическое мировоззрение), в демонов, от которых можно защититься, и, в конце концов, в понятие о дьяволе, который рассматривается как сила, находящаяся вне человека (мифическое мировоззрение). Рациональный уровень является переходным. На нем корнем зла считаются уже не мифические или магические персонажи, а человеческое невежество, незнание, отсутствие информированности. Рационалам нередко кажется, что достаточно просто правильно организовать общество, переучить невежд, и будет «на земле рай». В контексте исследования темной ночи души рациональный уровень, на мой взгляд, является переходным еще и потому, что именно на нем начинает пробуждаться в человеке Самость, которая интуитивно направляет его в уже пострациональном развитии. И эта пробуждающаяся Самость начинает подавать голос, сперва из самой глубины, очень тихо, а потом все громче и громче, выходя на поверхность и требуя для себя пространства и освобождения. В какой-то момент она может начать кричать так громко, что этот голос начнут слышать окружающие...

Как я сейчас вижу, чем на более высокой вертикальной стадии находится человек, тем более ясно он слышит этот голос - голос Самости, так как по мере продвижения вверх в своем понимании окружающего мира он начинает все больше и больше страдать от своей непробужденности и разделенности. Вертикаль — это глубина и ясность понимания мира. Горизонталь — осознание связанности, цельности и единства себя с миром. Человек, не чувствующий этих связей, не может найти близких по духу людей, и постоянно сталкивается с непониманием в глазах окружающих. И чем больше углубляется и утончается его видение мира, чем больше оно приближается к целостному и интегральному, по сути, к самой Истине,  тем более одиноким он ощущает себя по жизни.

И эта пробуждающаяся Самость начинает подавать голос, сперва из самой глубины, очень тихо, а потом все громче и громче, выходя на поверхность и требуя для себя пространства и освобождения. В какой-то момент она может начать кричать так громко, что этот голос начнут слышать окружающие... 

Пробуждение напрямую связано с обнаружением темной ночи души и ее интеграцией. Как известно, основной и самый явный его признак — это прекращение внутреннего поиска. Это не значит, что человек перестает задавать себе вопросы о мироздании, что, на мой взгляд, равносильно смерти при жизни. Он продолжает задавать вопросы, но уже скорее в качестве творца, понимая, что его вопросы не имеют конечных ответов и напрямую связаны с развитием Космоса и его эволюцией. Можно сказать, что вопросы переходят из категории «как мне понять?» в категорию «как мне создать?». Вопросы задаются уже не из-за неудовлетворенности и потребности в ответах, а из жажды самой Самости к непрекращающемуся познанию, из жажды Бога внутри человека познавать себя в каждый момент времени. Ведь именно этот процесс и является той самой причиной существования всего и одновременно источником наслаждения Бога.

Как проявляется неинтегрированная темная ночь души? Как обнаружить ее у себя, увидеть ее проявления? Выше я уже разъяснила, в чем я вижу тот вред, который она, будучи вытесненной, наносит своему носителю. Это чувство разделенности с миром, медленно убивающего одиночества и постоянного непонимания со стороны окружающих. Но еще более важный вопрос — то, какой вред она наносит Другим. Если темная ночь не осознается, то она постоянно причиняет другим боль, которую  мы будем просто не способны заметить как раз в силу отсутствия связи с этой частью самих себя. Причем зачастую этот процесс причинения боли не поддается рациональному анализу ни с одной, ни с другой стороны. Яркий пример — интонации. Интонации — это вибрации голоса, которые в то же время свидетельствуют о вибрациях нашей души в тот момент, когда мы произносим слова. Если мы говорим из состояния темной ночи, а точнее, если это она говорит через нас, то вместе со словами из нас начинает выходить самый настоящий яд, который способен и психически и физически навредить окружающим. И окружающие всегда это чувствуют, даже если плохо осознают природу собственных ощущений. В данном контексте мне также близки музыкальные ассоциации. То, что транслируется из вытесненной темной ночи души, звучит фальшиво.

О встрече человека со своей темной стороной говорят, как об очень страшном и всепоглощающем опыте, который можно и не пережить. На мой взгляд, его можно сравнить со встречей лицом к лицу со своей смертью, и в каком-то смысле именно этой встречей он по сути и является. Смерть, темная сила, дьявол — ничто из этого не является находящимся вовне. Все находится в нас. Мы на самом деле носим внутри себя смерть. Во всех смыслах. Во всех контекстах. В виде вот этой темной ночи, этого яда, который вытекает из нас по капле и воздействует на Других. А на нас, в свою очередь, воздействует их яд. Это бессознательные программы выживания, заложенные в нас природой. Когда мы говорим Другому грубое слово или даже говорим обычное слово, но с раздраженной интонацией, мы наносим ему энергетический (тонкий) удар. Мы «стреляем» в него своей темной энергией, смазанной ядом невидимой стрелой, оставляя в нем маленькие кровоточащие ранки. Как правило, мы этого даже не осознаем.

Многие говорят, что любовь — это боль. Что любовь всегда приносит боль, и это нормально. Я не согласна. Это в порядке вещей, да, потому, что любить чистой любовью — одна из самых сложнейших задач для духовного развития человека. Мы этого пока не умеем. Нас этому и не учили. Это даже как-то не модно сейчас. Но приносить любовью боль - не нормально. Любовь может приносить боль в двух случаях: если ее значимость либо чрезмерно преувеличена, либо приуменьшена или обесценена. И тот и другой вариант активизирует темную ночь души, которая искажает пространство, делая звучащую в нем ноту любви фальшивой. В первом случае она подобна завышенной ноте, во втором — заниженной. И тогда она естественным образом режет слух. Отсюда и боль, которую такая любовь причиняет. Научиться идеально попадать в ноты любви, позволяя петь самой своей Самости — вот та невероятно сложная задача, которая, на мой взгляд, стоит перед  всеми людьми, чье сознание нацелено на духовное развитие и эволюцию.

Научиться идеально попадать в ноты любви, позволяя петь самой своей Самости — вот та невероятно сложная задача, которая, на мой взгляд, стоит перед  всеми людьми, чье сознание нацелено на духовное развитие и эволюцию.



На мой взгляд, обнаружение темной ночи - это не только самый страшный, но и в то же время самый целительный опыт для человека. В этот момент наш внутренний змей кусает самого себя и начинает наполняться своим собственным ядом. Будучи частью нас самих, этот яд не может нас убить, убить может лишь неадекватная оценка ситуации и потеря осознанности. Этот опыт страшен прежде всего тем, что любому человеку очень сложно смириться с фактом обнаружения в самом себе безумного количества этого яда. Особенно это касается людей, занимающихся саморазвитием и духовными практиками. С одной стороны, у них гораздо выше вероятность пережить опыт обнаружения и интеграции темной ночи души, с другой — они нередко ощущают себя чуть более правильными (если не сказать праведными), нежели все остальные, и потому для них это куда более болезненно. Удар по эрегированному чувству собственному важности всегда воспринимается более болезненно, чем удар по тому же чувству, находящемуся в состоянии покоя. В то же время, если мы стараемся быть предельно осознанными и практикуем сталкинг (отслеживание своих состояний, самонаблюдение), то как бы далеко мы не убежали от самих себя, мы всегда будем возвращаться к одному и тому же пониманию, что темная и светлая стороны в нас всегда находятся в состоянии баланса. Любое появление уверенности в том, что мы как-то изменили это равновесие в пользу света или в пользу тьмы будет априори являться заблуждением и свидетельствовать о временном вытеснении каких-то аспектов себя. В то же время я считаю и такие состояния не патологичными и в меру безопасными. Обнаружив свой яд, мы начинаем исследовать его, изучать его состав, дозировки и способы применения. Мы применяем к нему свой лучший инструмент — интеллект, и проводим тщательный анализ. Известно, что змеиный яд может быть полезен в гомеопатических дозах в некоторых случаях. И это справедливо в отношении многих других веществ, предметов и явлений, которые, попав в руки человека с его способностью мыслить и созидать, раскрывали свои позитивные свойства и находили практическое применение. В отношении темной ночи души это не менее справедливо. Она опасна и разрушительна лишь до того момента, пока не изучена, и, следовательно, не интегрирована ее носителем. Это удивительная способность любого познания — обращать тьму в свет. 

В заголовке статьи говорится о каузальной тени. В моей системе координат этот термин очень тесно связан с понятием темной ночи души, а также со смертью. Каузальный план (причинный, бесформенный план) – то пространство, где все возникает. Там нет форм, они существуют лишь в физическом мире, на грубом плане. Там нет энергий, они существуют в сновидческом мире, на тонком плане. Но это еще и не Недвойственность. Это пространство возникновения импульса. Того импульса, из которого рождается энергия жизни и противодействующая ей сила – энергия смерти. Это место бифуркации. Там рождается свет и тьма. Переход из недвойственности в двойственность. В моем понимании опыт обнаружения темной ночи души всегда связан с выходом активного сознания на причинный план и обнаружение каузальной тени. Тень – это все то, что мы не принимаем в самих себе. Тонкие тени мы можем ощущать в течение дня в расслабленном состоянии сознания. Эти тени не обязательно отбрасываются на людей, они могут падать и на предметы определенного цвета или формы, на какие-то звуки и так далее. Все это несет в себе вибрацию, и именно на нее реагирует наше тонкое тело. Каузальная тень становится доступной лишь в пространстве бесформенного. А это значит, что для интеграции своей каузальной тени нам необходимо сознательно выйти в это пространство, изучить его и интегрировать весь тот опыт, который в нем обнаруживается. И прежде всего – это опыт встречи со смертью в самом себе. Моя смерть и моя каузальная тень – суть одно. И это Я. Точнее – это тоже Я. Я несу жизнь, и я же несу смерть. Пока я не принимаю в себе смерть, я несу смерть Другим, и мне предстоит за это отвечать. Может быть, в следующей жизни или как-то еще. Я этого не знаю. Но как только я принимаю свою смерть, я, пребывая своим сознанием в этом бесформенном пространстве, разворачиваю поток своей жизни. Это мое действие отражается в пространстве энергий, на тонком плане, а затем и на физическом. И тогда жизнь начинает складываться таким образом, чтобы я получила прийти к абсолютному гармоничному единству со своей каузальной тенью, и получить освобождение после смерти, приняв смерть со всей возможной для меня степенью осознанности.

Если мы по-настоящему хотим проснуться, и не на 12 часов, чтобы потом снова погрузиться в сон, а по-настоящему, если мы являемся носителями этого сокровенного намерения, то в определенный момент своей жизни мы должны поставить подпись на листке, на котором изображена наша смерть. Этот процесс происходит все там же, на каузальном плане. Пока эта подпись не поставлена добровольно и осознанно, пока нет выхода на причинное, за грань рождения и смерти, туда, где ни того, ни другого еще не существует, рано говорить и о каком-то пробуждении к жизни. Поставить эту подпись — не значит узнать точную дату, время и внешние обстоятельства своей смерти, но значит обрести способность всегда ощущать ее присутствие и дыхание, ее приближение и отдаление. Дату же узнать невозможно, так как она не предопределена и зависит в том числе и от того, как и когда новые индивидуальные сознания будут проникать на этот план бытия и ставить свои подписи. Никакой учитель, никакой гуру, шаман или психотерапевт, будучи таким же смертным, не может туда привести, если еще не пришло время. Но некоторые из них, вероятно, могут быть сопровождающими. В том случае, если они уже поставили свою подпись.

Я несу жизнь, и я же несу смерть. Пока я не принимаю в себе смерть, я несу смерть Другим, и мне предстоит за это отвечать. Может быть, в следующей жизни или как-то еще. Я этого не знаю. Но как только я принимаю свою смерть, я, пребывая своим сознанием в этом бесформенном пространстве, разворачиваю поток своей жизни. 

Проработать страх смерти с помощью психотерапии или еще каких-то практик — еще не значит поставить подпись. Проработка страха — это лишь тонкий план, не дальше. Это работа с психической энергией. Это еще не выход на причинное, но уже подготовка почвы для вероятности такого выхода. К выходу же должна подвести сама жизнь, те ситуации и встречи, которые в ней происходят. И она же решает, пойдете вы туда в одиночестве, или с вами будет сопровождающий. И даже если он будет, даже если он сам уже поставил свою подпись и имеет полное право там разгуливать, он может лишь проводить до двери. Открыть же ее придется самому. И войти уже в одиночку. И поставить подпись. С полным осознанием. 

Между проработкой страха смерти на тонком плане и встречей с ней лицом к лицу на причинном может пройти много лет. Но все эти годы жизнь будет вести именно к этому событию, чтобы уже из него можно было увидеть, насколько все последовательно, структурно и логично. И что не было ничего лишнего. И что не о чем жалеть. Прежде, чем произойдет физическая смерть тела, индивидуальное сознание в любом случае попадает на этот причинный (каузальный) план. Об этом свидетельствуют все описания околосмертного опыта, утверждающие, что в этот момент вся жизнь проносится перед глазами, словно кинофильм, подсвечивая все значимые события и четко определяя значимых персонажей и логику сюжетной линии. Другой вопрос — кто ставит эту подпись в случае неожиданной смерти, а не добровольного сумасшедшего намерения погулять по Бардо? Сам ли человек, его индивидуальное сознание, Самость, или же Бог? Или, быть может, другой человек?.. Если человек на протяжении жизни не рвался туда, не стремился познать, он, вероятно, просто растеряется в этом неведомом ему пространстве.

Никакой учитель, никакой гуру, шаман или психотерапевт, будучи таким же смертным, не может туда привести, если еще не пришло время. Но некоторые из них, вероятно, могут быть сопровождающими. В том случае, если они уже поставили свою подпись..

Жизнь может повести нас еще дальше и потребовать большего. А может быть так происходит всегда и со всеми. Она может потребовать стать свидетелем того, как Другой ставит свою подпись. Возможно, это неизбежная участь тех людей, которые склонны занижать значимость своей жизни и завышать значимость жизни других людей. На физическом плане может происходить множество разных странным образом связанных между собой событий, а на тонком — едва уловимо высвечиваться эти самые связи. Но на причинном есть лишь мгновение, которое ты видишь. Там время течет медленнее, как в глубоком сне. И несколько месяцев или даже лет здесь — это лишь мгновение там. И в это самое мгновение ты видишь лишь один единственный образ с вознесенной над листком бумаги рукой. И ощущаешь сдерживающее присутствие Бога, который своим беспристрастным молчанием требует тебя не кричать и не хватать подписывающегося за руки. Его молчание оглушительно. Оно заглушает собой все звуки и голоса людей, которые доносятся откуда-то издалека, из физической реальности. У этих людей свои «мультики», свои концепции описания мира, предубеждения, ожидания, установки. Свои паразиты сознания, достаточно шумные, чтобы их можно было слышать, но слишком иллюзорные, чтобы оглушающая и пронизывающая все Тишина не могла превратить их в пыль и развеять по ветру, отправляя дальше, к таким же восприимчивым индивидуальным сознаниям. Тишина опустошает эти звуки, превращая в труху, в пепел, в экзистенциальный тлен. Она создает купол и блокирует все энергетические потоки, и все связанные с ними порывы. Она требует лишь чистого свидетельствования того, как Другой ставит подпись, словно бы обручаясь со смертью и обещая ей себя, когда придет время. И, вероятно, это именно то, что нужно каждому человеку, чтобы наконец начать жить и дышать полной грудью.

 

 


2.06.2015
(с) Mariya Viter