Кино

Посмотрела новый «На гребне волны» Эриксона Кора - ремейк одноименного культового фильма режиссера Кэтрин Бигелоу. Этот текст начал формулироваться в моей голове уже в процессе просмотра, так как фильм совершенно не держал в моменте «здесь и сейчас». Такова теперь участь всех фильмов, которые не трогают меня эмоционально.

Я уже в процессе просмотра начинаю их анализировать, в том числе через призму спиральной динамики. Сама себя развлекаю.




Фильм постоянно ассоциировался у меня с современной нью-эйдж «культурой». Поиск просветления через культ Геи - подношения Земле. Конфликт красного стремления к хаосу и разрушению с зеленым стремлением к единству и гармонии с природой – вот и вся философия шайки экстремалов. Экологи-переростки. Единственное, чем они вызывают симпатию – техника исполнения трюков. Трюков там много, и сняты они действительно зрелищно, эффектно, красиво. Если бы это все не подавалось под философским соусом – было бы эстетичнее и как-то честнее.

В фильме напрочь отсутствует какая-либо глубина, хотя постоянно звучат фразы с философским уклоном и используются «духовно-заряженные» образы. Любовной линии попросту нет, но есть сексуальная, которая начинается с взаимного нытья и до самого финала так и остается на заданном уровне. Никакого чувственного напряжения. Девушка в фильме – типичная хиппи, дитя «природы» и тусовщица. Персонаж попросту не раскрыт. А, может быть, как раз раскрыт именем – Самсара. Единственный персонаж, у которого проглядывается какой-никакой характер – главный герой Джони Юта. Но и он там тоже какой-то неприкаянный. Особенно если сравнивать с Джони Юта в фильме Кэтрин Бигелоу. Не сравнивать не получается, так как фильм идентичен, и это – ремейк.

На следующий день после просмотра пересмотрела оригинальный фильм. И поразилась тому, что фильм 1991го года, просматриваемый далеко не в первый раз, может куда больше держать в моменте и куда более глубоко проживаться, чем новое кино. В фильме Кэтрин Бигелоу Джони Юта, которого сыграл Киану Ривз, постоянно держится сам по себе. Он работает в ФБР и олицетворяет собой порядок, в то время как его оппонент, которого сыграл Патрик Суэйзи, олицетворяет хаос и наслаждение жизнью «в потоке». Несмотря на служение закону и системе героя Киану никак нельзя назвать тупым исполнителем. Он центрирован и руководствуется прежде всего своими, а не общественными принципами. В определенный момент он идет и против ФБР ради любимой женщины. Какими принципами Джони Юта руководствуется в новом фильме – не совсем понятно. Похоже, что чувством вины из прошлого за смерть друга-экстремала. Если так, то сама задумка не плоха, но выражена слабо. Драматически фильм не трогает. Сопереживать герою не получается. Вероятно, фильм вышел более "мужским", суровым, жестким. В то время, как фильм, снятый Кэтрин Бигелоу, более эмоционален. Возможно, мое отношение к фильму предвзято в силу того, что я женщина, и потому больше резонирую с фильмом, снятым женщиной.

Не будь это ремейк, мне бы фильм может и понравился. Так как я бы не сравнивала. Но стереть из памяти оригинал я никак не могу. Зрелищно фильм доставил удовольствие. Во время прохождения героями одного из испытаний даже словила ощущение. Один раз за весь фильм. Что-то сжалось внутри, когда они карабкались по скалам. Когда выполняли то единственное испытание, которое требовало движения не вниз, а вверх, вопреки гравитации. Это было красиво.


 

3.01.2016
(с) Mariya Viter