Эссе

 В этом мире существует два вида людей, мой друг. Одни люди сновидят, а другие снятся.

© Альберто Виллолдо «Четыре направления ветра» 

 

 

Текст базируется на терминологии, созданной Карлосом Кастанедой. Эти слова я намеренно выделила курсивом. Просьба воспринимать их метафорически, стараясь мыслить интегрально и ища параллели с другими учениями.

В мире существует два вида людей: одни сновидят, другие снятся. И те, и другие вертикально развиваются по уровням, описанным Кеном Уилбером, но по разным принципам. Это – два разных типа восприятия информации и самопроявления. Ни те, ни другие до определенного момента не понимают, что сновидят или снятся. Непонимание этих связей является почвой для всех возникающих побуждений, в том числе и самого возвышенного из них – проснуться. Оно же является почвой для всех возникающий заблуждений на тему того, что кто-то намеренно желает нам зла.

Сновидящие – те, кто спят. Создатели сна. Они воспринимающие, сознающие, скорее интраверты. Они собирают энергию, и за счет этой энергии создают сновидение, притягивая в него тех, кто снится (сталкеров). Они меняют окружающий мир своим осознанием и трансляцией этого осознания в пространство за счет своего присутствия. Они транслируют идеи того или иного уровня, в которых превосходно разбираются. На любой вопрос в контексте транслируемой идеи сновидящий, принадлежащий к группе того или иного уровня сознания, скорее всего, ответит очень грамотно, оперируя различными фактами и статистическими данными. Он – транслятор. Можно сказать, что сновидящие работают на тонком плане. Даже если все участники покинут группу или пространство, переключившись на что-то другое, сновидящий будет ждать прибытия новых. Он – создатель сновидения, творец пространства. И люди для него в каком-то смысле просто формы, которые приходят и уходят.

Сталкеры – те, кто снятся. Персонажи сна. Они действующие, проявляющиеся, скорее экстраверты. Они пропускают энергию через себя, забирают и тут же раздают, постоянно находясь в движении, в потоке этой самой энергии. Они постоянно видят «белого кролика», даже если не осознают этого, и бегут за ним, сломя голову. На вопрос «почему и зачем?» сталкер, принадлежащий к какой-либо группе, скорее всего ответит: «мне нравятся там люди/атмосфера/пространство или даже форма одежды». Чувства, эмоции, ощущения, состояния, эстетическая привлекательность чего-то – все это проявления энергии, и именно за этим следует сталкер. Суть самой идеи для него вторична. Хотя возможно такое, что сама идея или даже те слова, которые используются для ее трансляции, могут вызывать ощущения, восторг, или так называемый резонанс. И тогда сталкер идет вслед за идеей, чтобы понять природу этого резонанса. Сталкеры меняют окружающий мир своими активными действиями. Они работают на грубом плане.  

И тех и других можно найти в любых сообществах, включая так называемые интегральные сообщества. Ведь интегральные сообщества, как и любые другие, насыщенны образами и вибрациями. Яркий пример – его основатель Кен Уилбер. Он очень харизматичен. Я просто уверена, что в поле его присутствия многие даже очень осознанные люди тут же становятся «гипнотиками» (прошу не воспринимать это слово негативно), завороженные его речью, жестами и манерой держать себя. Их не столько волнует, что он говорит, сколько то, как он это говорит. Они начинаются сниться ему, а не сновидеть его, в то время как сам он с его высочайшем уровнем развития сохраняет свою позицию сновидящего, транслятора, лидера. Так же и в самом интегральном сообществе может быть очень много сталкеров, которые пришли туда не из-за понимания сути транслируемой идеи, а увлеченные вибрациями. Впрочем, это никак не умаляет их шанса на Пробуждение. Пример с Кеном Уилбером актуален в отношении любого гуру, тренера или любого публичного человека, который умеет держать внимание окружающих. С другой стороны, возможна и намеренная практика сталкинга. На такое способны только Пробужденные, которые в терминологии К. Кастанеды именуются магами. Они могут намеренно вступать во взаимодействия с сильными сновидящими, сохраняя при этом осознанность и независимость. Такое взаимодействие полезно для обоих.

В чем разница между воином и магом в терминологии Кастанеды? В Пробуждении. Воин – это человек, который пока не владеет своим вниманием, не умеет им распоряжаться. Оно узконаправленно, бесконтрольно и управляемо внешними вибрациями. Но воина от обычного человека отличает то, что он имеет намерение научиться этому и стать магом, и это намерение ведет его по жизни. Чем больше воин обучается управлять своим вниманием, тем больше ему открывается видение и тем быстрее он становится магом. Неудивительно, что Кастанеда использует именно слово воин. Это воинство направлено не против кого-то конкретного, но за себя, за свою свободу от влияний, воздействий и от некой предопределенности своих выборов.

Нельзя сказать, что кто-то из сновидящих или сталкеров является выше или ниже. Основной момент – это осознание. Неосознанный сновидящий будет подвержен воздействию практика-сталкера, если второй осознан и просто отыгрывает свой спектакль. Если мы берем пару, где оба осознанны, то они равны независимо оттого, кто проявляется, а кто сознает.

Уточню, что эти два понятия я использую несколько в ином контексте, нежели Карлос Кастанеда, хотя за основу взято именно его учение. Я имею ввиду не каких-то особых людей, которые выполняют его практики, а вообще всех людей, независимо от того, занимаются они какими-либо практиками или нет.

Все мы, каждый человек на этой планете, так или иначе движемся в сторону эволюции и пробуждения. Осознанная практика влияет лишь на скорость этого движения.  Все мы, независимо от нашей национальности, пола, статуса, образования и возраста выполняем одну общую, самую основную базовую практику – мы живем. Сама суть жизни, ее первопричина – это эволюция сознания. В некоторых случаях жизнь сама провоцирует нас стрессовыми ситуациями или проблемами со здоровьем, но все это происходит лишь с одной целью – развить наш дух. У каждого из нас есть свои особенности восприятия и осознания, и именно эти особенности и ведут нас по жизни.

Деление на сновидящих и сталкеров - это просто модель формирования и развития реальности. Одна из. Эта модель, если в ней хорошо разобраться, помогает понять, как творится материя, как распространяются идеи и то, за счет каких сил модифицируется реальность в каждый момент времени.

Пожалуй, ключевой тезис, который следует поначалу принять на веру, чтобы понять это описание, состоит в том, что грубый мир бодрствования аналогичен миру сновидений. Но есть одно базовое различие. Мир снов, осознанных или обыкновенных, – это индивидуальный мир. В нем все персонажи являются проекциями сновидца, творениями его подсознания (что, кстати, не исключает их энергетической/тонкой связи с реальными людьми). Грубый мир – мир бодрствования - это результат совместного сновидения множества людей, в котором осознание постоянно движется от одного к другому. Безусловно, есть люди более осознанные, и они, вероятно, в большей степени участвуют в сотворении реальности, нежели те, кто бессознателен. Но даже если мы возьмем в пример пространство, в котором есть Пробужденный сновидец, неосознанные персонажи сновидения все-равно будут влиять на него. Если не на сознание, то на окружающую его материю. Вероятно поэтому во многих традициях сделан акцент на необходимость ухода практика из мира людей.

По мере того, как сновидящий постепенно пробуждается - осознает себя создателем сна (в частности по осознанному или бессознательному поведению сталкеров), - он все больше замечает взаимосвязи между своим осознанием, своим проявлением, поведением окружающих и вообще всем, что происходит вокруг, и, таким образом постепенно обретает видение. Из того, кто спит, он становится сновидцем (Пробужденным). Он уже не спит, ибо он видит сон, понимая, что это сон, иллюзия. В моем понимании это можно сравнить с состоянием Будды. С этого момента его задача, сохраняя сновидческое видение, намеренно сниться Другим с целью их собственного пробуждения. И тут, на мой взгляд, возможны две линии развития: пассивная и активная. Ждать, когда Другие сами придут, ведомые энергией, или же развивать чувствительность и самому идти туда, где ты ощущаешь в себе потребность. Второй путь – это путь к сознанию Христа, как я его понимаю.

По мере того, как сталкер постепенно осознает себя персонажем сна, он становится его соавтором. На этом этапе самопроявление для сталкера, наоборот, очень опасно. Те, кто практикуют осознанные сновидения, знают, что на начальном этапе именно чувства и эмоции, возникающие при взаимодействии с Другими, повышают риски потери осознания во сне. В особенности это касается базовых инстинктов. Когда мы проявляемся, мы притягиваем к себе внимание, а внимание – это энергия. Сталкер, в отличие от сновидящего, не умеет управлять энергией, а, напротив, привык находиться в ее потоке и следовать за ней. Поэтому сталкера, который только-только осознал себя сновидцем, самопроявление может ввести обратно в бессознательное состояние. Поток внимания извне просто подхватит его и унесет совсем не туда, куда ему надо.

Я считаю, что для достижения такого желаемого всеми Пробуждения необходимо оказаться между этими двумя состояниями. Попасть в трещину между мирами. Соответственно тем, кто скорее ощущает себя сталкером (спонтанным, находящимся в потоке, влекомым вибрациями и резонансами) – пытаться разобраться в сути сновидческих состояний, а тем, кто по природе своей скорее является сновидцем (лидером, транслятором, тем, кто всегда контролирует процесс) – в сути сталкинга. Пока мы не увидим себя «с другой стороны», из противоположной перспективы, мы будем двигаться по накатанной, автоматически, и это не позволит нам наблюдать ведущие к Пробуждению феномены.

Те, кто хотя бы немного знаком на практике с осознанными сновидениями (“lucid dreaming” – ясные сны), знают, что во сне не может быть никаких «степеней осознанности». Нельзя быть чуть более осознанным или чуть менее осознанным, хотя возможно ощущение присутствия осознания на периферии. У вас может быть больше или меньше возможностей в сновидении, но само осознание подобно вспышке. Если это происходит, то поначалу вы словно обнаруживаете себя в болоте или на большой глубине. Вы пытаетесь взлететь, и чувствуете сопротивление воздуха, словно это давление толщи воды над вами или зыбучие пески. Некоторые люди описывают это, как воронку, которая затягивает в глубину. В этот момент, вероятно, все зависит от количества накопленной энергии и силы намерения. По мере практики это проходит, и это самое что ни на есть прямое свидетельство того, что «мышцы» тонкого тела стали более сильными и контролируемыми. Возможно, такие начальные этапы практики характерны только для тех, кто в бодрствовании склонен к сталкингу, а у сновидящих с самого начала практика идет хорошо. На то они и сновидящие.


Сновидение – это прямой доступ к тонкому телу без каких-либо помех со стороны грубого тела. Когда мы учимся управлять своим телом в сновидении, сохраняя при этом осознание, мы в буквальном смысле тренируем его, учимся ощущать его границы, возможности и силу. Как следствие, это может постепенно пробудить энергетическую чувствительность в бодрствовании.

Для сталкеров это особенно актуально, так как, постоянно находясь в потоке энергии, сталкер не может ее почувствовать. Он един с ней. Он един с намерением, но бессознателен. Чтобы почувствовать, необходимо оказать сопротивление. Из своего субъективного опыта могу сказать, что по моим ощущениям именно практика осознанных сновидений сыграла для меня самую позитивную роль на фоне всех остальных практик. Я поняла, что по жизни всегда была сталкером. Я всегда жила в потоке и совершенно его не чувствовала. Зачастую я просто не могла понять, почему сделала то или иное действие. Это подобно состоянию «вечно завороженного». Когда, после нескольких лет увлечения осознанными сновидениями и медитативными практиками, я начала приближаться к пиковым состояниям, я все чаще и чаще стала ощущать себя, словно в сновидении. Люди, предметы, пространства – все это содержит в себе энергию, которая гипнотизирует нас, лишая осознанности. На пике состояний я буквально ощущала себя связанной, будто в паутине. Словно от всего моего тела во все стороны протянуты тонкие невидимые нити-связи, которые тянут в разные стороны. Они протянуты не только к людям, но даже к предметам. Но самое сильное воздействие, конечно же, оказывают люди.

Очень много интересных моментов по теме сновидческой природы реальности в фильме Кристофера Нолана «Начало». На форумах, посвященных осознанным сновидениям, много критики на этот фильм, и она вполне справедлива, если воспринимать его именно в контексте индивидуальных осознанных сновидений. Большинство моментов, которые показаны в фильме, куда более актуальны в отношении сновидческой практики в бодрствовании. Возможно, тут сработала трансперсональная интуиция режиссера. Примечателен, например, эпизод, когда Ариадна проходит свой первый урок по сновидениям, и Кобб задает ей вопрос: «ты помнишь, как здесь оказалась?». На ее примере в фильме показана полная трансформация личности от бессознательного сталкера до пробужденного сновидца. Изначально, до ключевого вопроса, она даже не задумывается о том, почему она здесь находится и что ее привело. Базовый фундамент практики сталкинга – выслеживание самого себя (по сути – осознанность), и именно к этому побуждает ее Кобб своим вопросом. Далее, когда она наконец понимает, что находится во сне, все вокруг начинает рушиться. Это тоже очень логично, ведь в этот момент происходит то, что у Карлоса Кастанеды называется остановкой мира. Некий пик осознания. Она перестает делать этот мир, верить в его реальность и поддерживать его силой своего осознания и, как следствие, он рушится. Другой показательный момент: когда Ариадна пробует свои возможности и начинает все менять в сновидении, неосознанные персонажи сна начинают обращать на нее все больше внимания и проявлять агрессию. В фильме это объясняется тем, что эти персонажи являются проекциями подсознания Кобба, а не ее, и потому в те моменты, когда она проявляет свою волю (это важно!), они реагируют на нее, как на инородный объект. Если мы допускаем, что жизнь в бодрствовании является коллективным сновидением множества людей, то именно по этой причине, даже достигнув высокой степени осознанности, мы не можем взять и начать все менять по своему усмотрению, как в индивидуальном сне. Другие люди, независимо от уровня осознанности, обладают своей волей, и их воля также в той или иной степени участвует в сотворении и формировании грубого мира. Но они предопределены.

Фильм Кристофера Нолана, на мой взгляд, отражает нечто среднее между индивидуальным осознанным сновидением и реальной жизнью, если рассматривать ее со сновидческой перспективы. Мне хочется верить, что само название фильма – «Начало» - тоже является проявлением трансперсональной интуиции режиссера и намекает нам на одно из направлений развития человеческих способностей в ближайшем будущем.

 



 



Есть также множество других примеров, не имеющих отношения к фильмам. Скажем, любой талантливый актер – это потенциально сильный сновидец. Актер создает поле, сновидение, и его задача – сделать всех зрителей персонажами этого сновидения. Не просто сторонними созерцателями, но теми, кто чувствует, переживает и испытывает катарсис. Чем более талантливы актеры, тем больше их спектакль будет подобен сновидению, и тем больше мы будем забывать самих себя на таком спектакле, словно бы становясь его персонажами и исчезая в происходящем на сцене или в кино. Другой пример сильного сновидящего – гипнотезер или иллюзионист.

Возможно ли осознанное взаимодействие двух сновидящих – интересный вопрос. В совместном сновидении осознание как бы общее, и все, что осознает один, осознает и другой. В таком процессе может наблюдаться множество необычных феноменов, так как вся энергия как бы вымещается «вовне», в окружающее пространство, вследствие чего оно становится очень плотным, и можно ощущать реакции этого пространства на осознание той или иной информации. Можно также, например, осознавать собственные изменения диаметра зрачков или какие-то другие необычные проявления просто за счет того, что это осознает другой. То етсь при таком взимодействии тебе совершенно не нужно что-то видеть или слышать, чтобы это осознавать. Информация появляется прямо воздухе, и она абсолютно доступна. Но оценивать качество этого процесса непросто. Дело в том, что даже если один человек не осознан, он все-равно будет вести себя так, как надо, и правильно отвечать на вопросы, так как будет подключен к сознанию сновидца. Так что тем, кому действительно интересны подобные исследования, важно уделить достаточно внимания обратной связи. Во всем, что касается состояний сознания, очень высок риск галлюцинирования или неосознанного влияния на Другого. Если вы влияете, то это не совместное сновидение, а обыкновенный гипноз. Он может быть полезен, но с точки зрения исследования феноменов сознания уже никому не интересен. Для этого необязательно говорить слова, можно просто думать. У меня не раз были случаи, когда другие озвучивали мысли, которые я наблюдала у себя за полминуты до этого, или совершали какое-то действие, импульс к которому я у себя отслеживала. Но это возможно лишь с теми людьми, с которыми ты по какой-то причине синхронизировался. В совместном осознанном сновидении Другой, напротив, будет вести себя непредсказуемо. Это подобно обычному живому диалогу с разными точками зрения, но только в особом состоянии сознания. У меня лишь однажды был опыт, который, вероятно, можно назвать совместным сновидением. Все остальные взаимодействия или эксперименты были скорее гипнотической природы. Я сейчас говорю о состояниях в бодрствовании, но тут также можно провести параллель с обычными ночными сновидениями. Если допустить, что каким-то чудом в наш осознанный сон попал реальный другой человек, как-то подключился сознанием, как мы поймем, что он не проекция подсознания? Проекциям во сне известно абсолютно все то же, что и нам, а то и гораздо больше, так как они сотканы из бессознательного.

В жизни мне довелось наблюдать людей, очень чувствительных к сновидческим полям, но при этом неосознанных. По поведению таких людей можно буквально нарисовать на полу карту, где какое поле начинается и заканчивается. Они могут сказать тебе что-то, отойти на пять метров, а потом вернуться и сказать противоположное, просто потому, что на время оказались в зоне другого поля. Если человек осознает сказанное, осознает, что сам себе противоречит, и понимает, что причина в полях, которым он осознанно не противится – это прекрасно и характеризует очень хорошего практика-сталкера. Но если он всего этого не понимает, то это свидетельствует не об интегральности и гибкости, а о повышенной гипнабельности.

Просветление – это понимание. Там, где нет понимания, невозможно прийти к Просветлению. Когда бы я ни начинала ощущать, что происходящее со мной перестало быть понятным прежде всего для меня самой, я всегда делаю несколько шагов назад. Ровно до того момента, с которого перестала понимать. Вернувшись туда, я начинаю идти заново. Просветление и понимание для меня – тождественные понятия. В противном случае Просветленным можно было бы назвать каждого наркомана, так как большинство из них иногда переживают довольно высокие состояния. Свет – это знание. И Просветление – это обретение не только опыта (тонкого, причинного или даже недвойственного), но и знания об этом опыте. Если не сказать точнее – знание обо всем. Это полученное на опыте знание того, что все связано, и того, по каким принципам оно связано. А также осознание того факта, что в этой «паутине» связей есть место для Свободы.


Что же касается самого пути, то я придерживаюсь той точки зрения, что нужно идти не в потоке, и не против потока, а поперек. Просто перейти дорогу, по которой все ходят туда-сюда, сохраняя в поле зрения и тех, кто в потоке, и тех, кто против. И завершить свой переход, который и есть жизнь. И вот как раз для этого необходимо стать наполовину сновидящим, наполовину сталкером, развивать и то и другое.

Завершить эту статью я хочу красивейшим стихотворением Марины Цветаевой.

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

М. Цветаева, 1916г.

 

 

19.05.2015
(c) Mariya Viter