Существование, Бытие и Созидание - три этапа развития человеческой души и эго. Или же 1, 2 и 3й этап развития Самости, если выражаться более современным языком.
Душа, эго и Самость.
Душа - это дорациональное понятие. Ему очень много лет. Гораздо больше, чем понятию эго. На дорациональные понятия у современных людей нередко бывает аллергия, поэтому многие этого слова избегают. Я сама с удовольствием обошла бы его, но чтобы передать свою мысль, мне нужно противопоставить что-то понятию эго. Я выбрала для этого слово душа. Оно мне нравится.
Аллергия на все дорациональное, при которой подобные понятия вызывают раздражение, на мой взгляд, свидетельствует о том, что дорациональные уровни как раз-таки не интегрированы. Это очень хороший фильтр, этакий тест на интегральность. Человеку, обладающему интегральным мышлением, без разницы, на каком языке говорит собеседник - пострациональном или дорациональном, ведь это лишь разные формы выражения одного и того же, и все они пребывают в равностности.
На данный момент я вижу пострационализм, как зеркало дорационализма с учетом рационализма. Само его появление обусловлено попыткой перевести на язык рационализма то, что через слово выразить просто невозможно. И вряд ли когда-либо станет возможно.
Понятие эго - скорее пострациональное.
Если не считать современные статьи по интегральной психологии, которые широко известны лишь в узких кругах, то понятию эго, как правило, придается негативное значение. Оно рассматривается, как нечто, что нужно отбросить, от чего необходимо избавиться, чтобы обрести освобождение для души - нашей светлой божественной сущности. Или, в восточном варианте, избавится от желаний (источником которых также является эго), чтобы прийти к состоянию пустотности, состоянию будды. Возможно, такое отношение к эго сформировано последователями Ошо и прочими "зелеными" нью-эйджевскими сектоводами. Для нью-эйдж идеологии человек без эго – это идеальный адепт, ведь он подобен губке. Его легко включить в любой поток, а следом за этим внушить любую идею. Он не способен сопротивляться чужой воле. Мне кажется довольно наивным отрицать тот факт, что подавляющее большинство "духовных искателей" сегодня - это именно "зеленые плюралисты".
Впрочем, если смотреть с эволюционной точки зрения, то "зеленая" всевключающая среда – это именно те условия, которые необходимы для постепенного пробуждения и обнаружения своей воли, а следом и нахождения контакта души и эго. Мне очень понравилось словосочетание, которое я как-то встретила в рассуждениях у своей подруги – "обнаружение своего Лика". На мой взгляд, это "обнаружение" может произойти лишь в таком вот "зеленом" пространстве, соединенном одной нитью. Или "скованном одной цепью", как поется в известной песне. Сама связь с таким пространством не может принести ни освобождения, ни удовлетворения, но может указать направление. Важно обрести именно связь с Богом, а не с n-ным количеством Других, прийти в пространство, где есть только Ты и Бог. И больше никого.
Согласно приведенной ниже схеме эго-сознающая стадия соответствует «третьему порядку» (по классификации Левинджер и Кук-Гройтер) и началу перехода к надличностному уровню. Я думаю, что здесь подразумевается уже не просто факт осознания эго – оно осознается уже на этапах Бытия ("изумрудном"/"желтом" и "бирюзовом" уровнях) – а скорее обретение навыков использования эго, как инструмента для созидания и служения миру. Я - не эго, но эго есть то, чем я располагаю и могу пользоваться, как данным мне свыше инструментом. Примерно так я представляю себе этот этап.
Под Самостью я понимаю как раз то, что обнаруживается в результате интеграции души и эго. То есть обнаружение своей Самостью возможно лишь начиная с "желтого"/"изумрудного" (согласно той же схеме) – то есть первого интегрального уровня.
Душа для меня - это Божья искра, частичка Бога в каждом из нас, и она отвечает за чувство связанности, Единства, сопричастности. И за Присутствие. Эго, напротив - чувство отделенности. Именно Эго является источником творчества и развития. И именно эго присуща та самая искомая многими свобода воли. Душе она просто не нужна, так как душа изначально прибывает в Боге. Она расстворена в его любви, в Единстве всего сущего. Душа пребывает в Раю, она не была изгнана. Человек был изгнан за проявления эго, то есть непослушание и протест против Божьей Воли, и в качестве своего "наказания" за то, что съел плод познания добра и зла, человек обрел двойственность восприятия. Душа, пребывающая в Божьей любви, в Раю, и эго, скитающееся по земле, навечно соединены в общей связке, и в то же время обречены бороться друг с другом за свою свободу. Эго борется за то, чтобы сохранить себя и не быть растворенным в общем потоке. Душа борется за то, чтобы сохранять связь с Божественной любовью и пребывать в покое.
Для души характерно горизонтальное развитие и принятие всего, как есть. Для эго - вертикальное развитие и бунт.
В более традиционных обществах душа ставится выше эго. В результате в них мы можем наблюдать более прочные семейные связи, заботу людей друг о друге, сопричастность, коллективизм. Одним словом - какую-то большую душевность, но меньшую индивидуальность и яркость. Западному обществу, напротив, свойственна большая разделенность и даже какая-то чопорность. Замкнутость каждого на себе. Там эго ставится выше души, а в особо запущенных случаях наличие души и вовсе отрицается.
Существование.
На этапе Существования Самость разделена, не целостна, и эта разделенность является базой для двойственного взгляда на мир. Два противоборствующих аспекта в этой разделенности - душа и эго, между которыми отсутствует какой-либо контакт (или он очень слабый).
Душа вынуждена постоянно бороться. С обусловленностью, с матрицей, сансарой, с последствиями детских травм, с "греховностью" жизни, с вероятностью смерти и с тем давлением, которое оказывает на нее эго, стремящееся к вертикальному развитию. Из-за этой непрекращающейся борьбы душе трудно обнаружить себя в потоке Божественной любви, и она страдает. Одним словом это называется невежество. А точнее - неведение.
За что борется душа? За свободу быть, в основе которой лежит свобода от дуальности, от двойственности. Пока эта свобода не достигнута - мы существуем. Существование отличается от Бытийности прежде всего наличием вот этой борьбы с собой. Душа жаждет просто быть, без борьбы, без вечного насилия над собой, без постоянной необходимости защищаться, чтобы не потерять себя окончательно. Чтобы не погибнуть.
На этом этапе истинно то, что "бытие определяет сознание". На самом деле бытие в данном случае определяется другими, более развитыми формами сознания, но на этапе Существования мы этого еще не знаем. Когда мы были детьми, взрослые окружали нас теми или иными предметами и формами, вкусами и запахами, а потом и словами. Все то, что мы видели и слышали, то, какие запахи ощущали, было предопределено другими. Сначала - родителями и близкими родственниками, а после - другими людьми и созданной ими культурой. В особенности это касается освоения родного языка. Слова - это тоже формы, и одновременно со словами мы заучиваем и те смыслы, которые вкладывают в них конкретные люди. По мере взросления мы начинаем сами выбирать, куда пойти и на что смотреть, но к тому моменту мы уже запрограммированы прошлым опытом из раннего детства, в котором этого выбора у нас не было. И на этапе Существования именно эта программа и направляет нас по жизни.
Карлос Кастанеда говорит примерно о том же в этой цитате:
"Окружающие нас люди являются черными магами. А поскольку ты с ними, то ты тоже черный маг. Подумай на секунду, можешь ли ты уклониться с той тропы, которую они для тебя проложили. Нет. Твои мысли и твои поступки навсегда зафиксированы в их терминологии. Это рабство."
К сожалению, Карлос Кастанеда, не учитывает здесь того факта, что если бы все эти "черные маги" не передали нам свою терминологию, мы бы развивались по типу мальчика Маугли, то есть никак. По сути, так и остались бы животными, вероятно, более тонко чувствующими природу, но совершенно не приспособленными к социальной жизни.
На этапе Существования человеку свойственно искать себя и постоянно тем или иным путем доказывать миру, что он есть. Он либо борется с душой, то есть постоянно заключает "сделки с совестью" ради личного процветания, либо борется с эго, погружаясь в самобичевание, религию, и, напротив, отказывая себе в личном процветании. Подружить эти два противоположных аспекта Самости никак не удается, и чувство разделенности сохраняется. По мере того, как он постепенно гармонизирует эти два аспекта – либо перестает заключать "сделки с совестью" и начинает заботиться о душе, либо, в противоположной ситуации, начинает с большим уважением относиться к своему эго и его желаниям и потребностям – человек постепенно все больше приближается к интеграции души и эго, то есть к обнаружению своей Самости и переходу на этап Бытия.
Бытие.
Этап Бытия - это этап отдыха. Отдыха от Существования. Здесь нет никакой борьбы с самим собой, а следовательно и с другими. Здесь "сознание определяет бытие". Все те ярлыки, которые по инерции продолжают навешивать другие люди, тут же отзеркаливаются. Приходит ясное понимание большинства религиозных понятий. Я есть и я есть то, что я есть. Весь опыт моей жизни бесценен потому, что без него меня бы не было. На этом этапе моя жизнь также бесценна, но даже если я покину этот мир, опыт моего существования уже не исчезнет. Пространство бережно сохранит его. А значит мне не страшно уходить. Страх смерти - лишь обратная сторона страха бессмысленности своей жизни из-за непонимания того, что и зачем происходит. На этапе Бытия смерть противопоставляется уже не самой жизни, а только лишь рождению, и приходит ясное осознание того, что жизнь продолжается и после смерти физического тела, но уже в более тонких формах. Это осознание не имеет ничего общего с верой, а базируется на непосредственном переживании недвойственного опыта, когда душа и эго, горизонталь и вертикаль, приходят к гармонии. В то же время при наличии этого опыта невозможно осуждение "верующих" и насмешка над ними, так как мне попросту не дано знать, как они чувствуют и чем руководствуются. Есть множество путей, и ни один из них не похож на другой. Время здесь тянется очень медленно, и кажется, словно впереди – Вечность. По сути так и есть, ведь небытия просто нет. Худшее, что может случиться – это возврат в существование, временное забвение самого себя.
Этап Бытия - это этап наступления душевного покоя и защищенности, который одновременно является условием для перехода на следующий этап - созидательный. Образно говоря, на этом этапе уставшая от борьбы двух противоположных аспектов самой себя Самость восстанавливается и набирается сил, чтобы обрести возможность для чего-то большего, чем просто быть. Возможно, для этого может потребоваться много лет. Нельзя знать наверняка. Возможно, должно родиться новое поколение детей, которое наполнит пространство сознания новыми вопросами. Душа чувствует себя в безопасности, словно под хрустальным куполом. Эго, признавшее всю ценность и неприкосновенность души и красоту пребывания в гармонии с ней, молчаливо и терпеливо ждет своего часа - начала этапа Созидания.
Общее настроение этого состояния великолепно передает вот эта очень трогательная театральная постановка. А конкретно - ее финальная сцена.
Но, к сожалению, и на этом этапе также есть подводные камни. Ведь даже после обретения, а точнее возвращения, своей связи с Богом, мы не уходим из жизни, а продолжаем "ее жить". Это возможная апатия и скука. Не просто так столько написано о "тщетности бытия". Когда приходит чувство, что дошел до какой-то финальной точки, кажется, что дальше двигаться уже некуда. Хочется опустить руки и ни к чему не стремиться. Просто быть, так как это очень комфортно. Вспоминаются известные строчки Иосифа Бродского: "не выходи из комнаты, не совершай ошибку…". Зачем выходить из комнаты? "Я есть" – говорит голос эго, "и я в Боге" - говорит голос души. Они больше не перебивают друг друга.
Чего еще желать?
А теперь с другой стороны...
Если намеренно вернуть себе перспективу дорационального видения - опустить "точку сборки", выражаясь языком Кастанеды - то "оттуда" состояние Бытия скорее покажется темным. Ведь если мне на самом деле искренне небезразлично будущее этого мира, то мне куда важнее уметь понимать людей, находящихся на дорациональных этапах, чем на пострациональных. Вторые сами разберуться, у них для этого есть все необходимое. Так что мы увидим, если попробуем взглянуть на себя с перспективы той самой Матрицы? Спокойствие, некоторая холодность по отношению к земным страстям, ощущение какого-то собственного бессмертия и чувство контакта с Вечностью – тут как-то сами собой напрашиваются ассоциации с вампирами и прочей нечистью. Не просто так исторически сложилось, что любой прогресс рано или поздно начинал восприниматься обществом, как нечто темное и опасное. По сути, так оно и есть. Если я намеренно выбираю мыслить дуально, то этап Бытия с его бездействием, спокойствием, холодностью ко всему внешнему и беспристрастным сознаванием я отнесу именно к Темной стороне в своей двойственной системе координат. А этап Существования, как ни странно, к Светлой. На этапе Существования человек подобен животному или ребенку, хоть сам этого и не понимает. Он невинен. Подобно животному или ребенку, он просто в той или иной степени руководствуется своими инстинктами, чтобы выжить. Разве достойно взрослому осуждать ребенка? На мой взгляд, это всегда свидетельствует в пользу того, что взрослый никакой не взрослый, а сам по-прежнему ребенок.
Другой образ, который приходит на ум – замерзший цветок. Он не увядает с течением времени, как это происходит с живым цветком. Он сохраняет свою красоту и привлекательность, но в нем как будто жизнь остановилась. Он уже не может умереть естественным путем, а может лишь рассыпаться на кусочки, не выдержав напряжения в окружающем пространстве. Не исключено, что где-то в глубине своего существа ему даже этого хочется.
Я считаю эволюционно логичным то, что все сознания, находящиеся на этапе Бытия, несут самую настоящую родительскую ответственность за каждого, находящегося на этапе Существования (вместе с само собой разумеющейся ответственностью за самих себя, конечно же). Пока человек не смирится с этим – двери на этот этап будут закрыты. А если он вдруг об этом забудет, то тут же деградирует. Для меня это основной закон. Развитие = ответственность. И именно потому возникает ассоциация с Темной стороной. Если я несу ответственность за всех тех, кто знает о мире меньше меня, то я ответственна за все то зло, которое происходит в мире. Почему-то все это возникает и существует в мире Моего Бытия. Как так? Именно поэтому стремление перейти на этап Созидания – это что-то само собой разумеющееся, логичное и просто необходимое потому, что только так можно вернуться на Светлую сторону. Основной вопрос состоит в том, как научиться чувствовать то, что именно нужно делать, в каком направлении двигаться.
Таким образом, если мыслить дуально, я могу провести следующие параллели, которые вижу:
Существование – светлое бессознательное состояние,
Бытие – темное, но сознательное состояние,
Созидание – светлое сознательное состояние.
Как ни парадоксально, но путь к Свету лежит через Тьму. Чтобы нести свой собственный Свет, надо его сперва обнаружить, а это возможно только во Тьме. Когда никто не светит снаружи, не на кого надеяться и некуда идти. Тьма – есть отсутствие. Свет – присутствие. Это присутствие самого себя, своей Самости, во Тьме. В своей "пустой комнате". Все те мысли, чувства, эмоции, которые приходят в медитативном состоянии Бытийности я воспринимаю, как своего рода послания. Они несут информацию, и базовая задача – научиться осознанно работать с этой информацией.
Созидание.
Этап Созидания, в моем понимании, это новый виток "раздвоения". Оно уже не является чем-то вынужденным, а скорее осознанной игрой. Более того, на этом этапе, по логике, мы снова намеренно приходим к тому, что "бытие определяет сознание". Только на этот раз это наш личный выбор. И, на мой взгляд, этот выбор единственно верный. Если же очень хочется остаться на этапе Бытия, то наиболее честно будет уйти из мира людей в какое-то отшельничество. В противном случае Бытийствующий, но не созидающий неизбежно станет потребителем человеческой энергии. Тем же самым "вампиром". Эта неизбежность обусловлена тем, что мы все же имеем тело, и значит нуждаемся во внешних источниках энергии. Бытийность - это доступ к состояниям, но оно не лишает нас человеческой плоти, как таковой. Увы, как бы нам этого ни хотелось, даже обретая связь с Богом, мы еще не становимся ангелами.
Я допускаю, что есть и другой вариант Бытийности - бесплотный. В моих фантазиях это подобно тому, как Вим Вендерс изображает ангелов в своем фильме "Небо над Берлином". Пожалуй, если бы у меня была возможность осознанно выбрать себе воплощение после физической смерти, я бы хотела воплотиться именно в таком виде. Но на данный момент я живу и у меня есть тело. Такова данность.
Карлос Кастанеда писал, что когда воин (человек, стремящийся к безупречности) становится магом, он обретает способность находится в двух местах одновременно. Я думаю, что здесь подразумевается способность легко переключаться между двумя видами человеческого внимания, а точнее - осознавать их одновременно и постоянно проводить работу по их интеграции-синхронизации. Первое внимание - это бытовое, повседневное внимание. Окружающий нас мир форм и вибраций. Второе внимание - это магическое внимание, которое и дает доступ к недвойственному, недуальному восприятию, к миру "нагуаль". Это осознанный возврат в Матрицу, но с сохранением контакта со своей Самостью, пребывающей вне ее, а значит и защищенной от ее агрессивного влияния.
Важно понимать, что Созидание не эквивалентно производству чего-то. Даже само написание этой статьи вместо того, чтобы просто сидеть и медитировать или смотреть кино, для меня является пусть маленьким, но созидательным действием. Я понимаю, что в женском варианте Созиданием также может являться забота и служение любимому мужчине или воспитание детей в том случае, если мужчина сам уже является Созидателем, а женщина, как минимум, находится в состоянии Бытийности. В этом случае она служит не только мужчине и детям, а всему эволюционному процессу. Но никаких строгих рамок здесь нет. В женском, так же как и в мужском, случае возможны любые проявления Созидания. Бог не делит людей. Люди сами себя делят.
Чего ты хочешь от меня, жизнь? Вокруг меня такой большой мир, что я могу сделать для него? Как мне разобраться во всем этом? Как усовершенствовать Матрицу, зная, что в мире проявленного нет ничего, кроме Матрицы, и как способствовать созданию условий для большего проявления человеческой свободы и истинной любви? Как следовать этому пути, не обманывая и не предавая саму себя, не принося себя в жертву кому-либо или даже всему миру? Я знаю, что это долгий путь и знаю, что по нему всегда придется идти в одиночку, руководствуясь только лишь вибрациями собственной души. Я знаю, что нет больших и малых действий, и важно прежде всего не то, что ты делаешь, но то, как ты это делаешь. Я знаю, что не оказалась бы там, где нахожусь, если бы Бог в меня не верил. И я сама выбираю верить в Него и в справедливость Его законов. И я также знаю, что каждое, даже самое малое действие, совершаемое с чистым сердцем и добрым намерением, всегда несет в мир благо. И даже в ответ на совсем маленькие доступные мне действия я уже сейчас наблюдаю результаты. Моментально. Здесь и сейчас.
29.07.2015
(с) Mariya Viter