Кино

За 2 дня посмотрела новый мистический сериал от Netflix - "The OA". Похоже, они там сильно неравнодушны к теме исследования возможностей человеческого сознания, что, конечно же, очень радует. Сериал был выпущен 16 декабря 2016 года, сразу целым сезоном из 8-ми эпизодов. То есть ему меньше 2х месяцев. 




В целом, мои впечатления можно разделить на две равные части: до чудесного "воскрешения" одного из персонажей и после. Первую часть сериала я смотрела практически с полным погружением, понимая каждый поворот сюжета и каждого персонажа и испытывая множество резонансных эмоций, а вот последующие четыре эпизода я скорее начала воспринимать, как интересную сказку. Это при том, что я достаточно хорошо разбираюсь в теоретической части вопроса, чтобы представить тот механизм, благодаря которому парочка людей смогли достать "с того света" человека при помощи только лишь архаических шаманских телодвижений. И все же на практике мне это вообразить трудно. В процессе просмотра возникало немало ассоциаций с экспериментами Карлоса Кастанеды и созданной им практикой тансегрити. Что ж, тема коллективного управлениями потоками ци, чи, праны, Силы рыцарей джедаев или даже Святым Духом, что все суть одно и то же, становится все более популярной.

С главной героиней сериала все, в общем-то, понятно: сильно травмированная девушка с развившимися вследствие травмы экстраординарными способностями (не такими уж и редкими в наше время, на мой взгляд). Вопреки распространенному мнению экстраординарные способности - это не блажь, а необходимость, благодаря которой человек только и может выжить. Это своего рода мутация. И, в целом, перспектива главной героини - OA, как она себя называет - мне ясна. Ее переживания, эмоции, чувства - все это логично. Куда более интересный персонаж - одержимый ученый, желающий исследовать людей, оказавшихся "на той стороне", в состоянии клинической смерти. Первая мысль, возникающая в его отношении - это мысль о его собственном страхе, поглощающем настолько, что он готов постоянно нарушать закон и подвергать себя риску, желая либо обрести бессмертие, либо обнаружить, что "там" нет ничего страшного. В то же самое время сама степень его риска опровергает эту идею, и создается впечатление, что его интерес к смерти - истинно научный.

Истинно научный интерес, по моему глубокому убеждению, идеально демонстрирует вот эта картинка:



В общем, психологический портрет ученого весьма интересен. И еще более интересно совпадение, которым я сейчас поделюсь. Как я уже сказала, я посмотрела сериал за два дня: вчера и позавчера. И вчера же я спонтанно решила сходить на новый фильм Мартина Скорсезе "Молчание". Фильм очень сильный, но речь сейчас не об этом. Там я увидела трейлер еще одного нового фильма - "Лекарство от здоровья", в котором неожиданно во весь экран нарисовалось лицо того же самого одержимого ученого. А точнее того же самого актера - Джейсона Айзекса. А по развитию трейлера стало ясно, что и амплуа у него там примерно такое же - одержимый ученый, проводящий опыты над людьми. Тот же день просмотра, тот же актер и то же амплуа. В двух разных никак не связанных между собой фильмах. Тройное совпадение, забавно.





Естественно, я стала еще больше размышлять над этим образом, и в конечном счете задумалась об этике. Так вот, мне кажется что слово "этика" в принципе недопустимо употреблять в отношении людей, которым недоступно критическое (оно же научное) мышление. Способность же мыслить критически прежде всего зависит от способности человека не быть отождествленными с внешними объектами, в том числе с людьми. Не быть с ними в состоянии слияния. Его основа - "разделяй и властвуй" (забавно, что именно эта фраза считается девизом дьявола). Человек, которому свойственно отождествляться с другими, как правило, будет не способен совершить зло в отношении другого не по причине какой-то своей бесконечной доброты, а только потому, что это зло для него полностью идентично причинению зла самому себе. Он не способен разделить себя и другого, и его глубинной причиной его нежелания причинять какое-либо зло другим вполне может быть совершенно банальный инстинкт самосохранения. Обретя способность разотождествляться, тот же самый человек может начать совершать совершенно непредсказуемые и не типичные для него вещи. Поэтому ни о какой этике здесь речи быть не может.

Говорить же об этике можно лишь в отношении психологически целостного человека, которому доступна свободна выбора. И который руководствуется не эмпатическим чувством, природу которого он и сам едва ли способен понять, а скорее голосом здравого смысла. Ученый в сериале - не психопат и не безумец, и его научный интерес вполне адекватен. И все же именно по той причине, что он сделал выбор в пользу пренебрежения этикой в своих исследованиях - он не может достичь успеха. Именно по причине его пренебрежения этикой подопытные, даже находясь в мучительных для них условиях, постигают и исследуют интересующую его тему гораздо дальше и глубже, чем это доступно ему. И именно они контролируют весь эксперимент, так как только от их решений и реальных действий в конечном счете зависит его исход.

В любых жизненных исследованиях это то же актуально. Любой неэтичный поступок ведет к ложным выводы, а ложные выводы - к новым заблуждениям. Этика - основа любого научного процесса.

В целом, я думаю, что этот сериал можно порекомендовать всем, кто неравнодушен к теме исследования возможностей человеческого сознания. Скорее всего, я буду смотреть продолжение, когда оно появится.






Русскоязычный трейлер (почему название перевели, как "Первая" - для меня загадка, озвучка тоже так себе).

А вообще приятного просмотра! cool